Эксплуатационные расходы
Наиболее популярным направлением развития ИТ-инфраструктуры становится создание облаков, которые позволяют реализовать сервисную модель потребления ИТ. На рынке уже не первый год наблюдается тенденция по росту расходов на облака на фоне общего снижения расходов на ИТ-инфраструктуру. Эпидемия коронавируса сделала эту тенденцию еще более заметной. Так, согласно данным IDC за 2019 г., целом рынок ИТ-инфраструктуры уменьшился на 1,1% до $134,4 млрд. При этом расходы на облака выросли на 2,1% до $66,8 млрд. Российские тенденции в целом соответствуют мировым, в прошлом году рост затрат на инфраструктуру был в большой степени обусловлен увеличением расходов на коммерческие дата-центры, в которых размещаются облака.
При этом быстрее всего развивается сегмент публичных облаков, затраты на строительство частных растут более скромными темпами, а инвестиции в традиционную архитектуру в ближайшие годы будут сокращаться. Пандемия коронавируса заставила воспользоваться облачными сервисами даже самых больших консерваторов, поэтому можно ожидать, что доля расходов, связанных с ЦОД снова вырастет.
Однако вариант оптимизации расходов за счёт облачных сервисов (или colocation) иногда не приемлем по критериям обеспечения безопасности. Перед руководством «встаёт призрак ведомственного ЦОД».
Сколько стоит эксплуатация ЦОД?
Необходимость обслуживания инженерных систем центра обработки данных сомнению не подлежит. Но как организовать этот процесс наиболее грамотно и эффективно с экономической точки зрения? Ответ зависит от размера ЦОД.
Эксплуатация ЦОД начинается уже на стадии проектирования: какие правила будут установлены с самого начала, таков будет и конечный результат. Строгое и неукоснительное соблюдение норм и сроков обслуживания, четкие регламенты, грамотный обслуживающий персонал – вот залог спокойного сна.
Служба эксплуатации ЦОД может развиваться по двум направлениям. Первое – передача обслуживания инженерных систем на аутсорсинг специализированной сервисной компании. Второе – создание собственной службы эксплуатации. У каждого есть свои плюсы и минусы.
Плюсы и минусы аутсорсинга.
Первый подход подразумевает заключение договора на комплексное обслуживание со сторонней организацией, которая согласно утвержденному регламенту будет проводить работы по эксплуатации инженерных систем с привлечением высококвалифицированных специалистов. Эти специалисты задействованы на множестве подобных объектов и имеют большой опыт решения проблем, возникающих при работе ЦОДа. Такой подход позволит уменьшить расходы на содержание персонала, который при отсутствии сторонних проектов будет занят обслуживанием дата-центра в лучшем случае 20–30% рабочего времени, а остальные 70–80% времени будет просто «просиживать штаны». Также не понадобится тратить средства на обучение и сертификацию персонала, поддержание на высоком уровне его теоретических знаний и практических навыков эксплуатации инженерных систем. И помимо всего прочего, снизятся затраты на содержание офиса и иные накладные расходы.
А если своими силами?
В случае создания собственной службы эксплуатации плюсы и минусы зеркально меняются. В частности, собственные инженеры, постоянно находящиеся на рабочем месте рядом с обслуживаемым оборудованием, зачастую гораздо быстрее реагируют на возникшую проблему, нежели выездные специалисты или дежурная смена, которая желательна, а иногда и необходима при обоих подходах. Эту проблему отчасти можно решить повышением компетенции сотрудников дежурной смены и внедрением удаленного мониторинга. Преимуществом данного подхода является и доскональное знание штатными инженерами всех «болячек» своего объекта, всех нюансов построения и особенностей функционирования оборудования, так как нередко люди, строившие ЦОД, в дальнейшем принимают непосредственное участие в его эксплуатации.
Но соответственно в этом случае возникают дополнительные расходы на содержание специалистов, не занятых на 100%, а также на их переквалификацию, сертификацию и прочее.
На практике чаще всего применяются оба подхода одновременно. Для небольших ЦОД он наиболее удобен. В штате компании числятся один-два квалифицированных инженера, отвечающих за работоспособность систем и выступающих заказчиком для подрядных организаций, которые непосредственно выполняют работы по обслуживанию инженерных систем. Такой инженер выбирает подрядные организации, заключает с ними договоры на обслуживание, раздает задания и контролирует ход работ. Простейшие же функции эксплуатации он может выполнять сам, например, отслеживать ошибки, вести оперативный журнал, а в аварийной ситуации вызвать сервисную бригаду.
Однако ЦОД ЦОДу рознь, и стоимость эксплуатации ЦОД на 20 стоек и расходы на промышленные объекты на 800–1000 стойкомест необходимо сравнивать отдельно.
Малые ЦОД.
Начнем с дата-центра на 20 стоек. Это совсем небольшой ЦОД, но если задачи, которые перед ним ставятся, подразумевают высокий уровень надежности и безотказности и, соответственно, требуют круглосуточной дежурной смены и регулярного сервисного обслуживания, то за это придется заплатить. В этом случае основные затраты – это фонд оплаты труда (ФОТ) службы эксплуатации и услуги специализированных подрядных организаций. Зарплату дежурным инженерам будет платить либо заказчик – владелец ЦОД, либо обслуживающая его сервисная компания, но избежать этих расходов, скорее всего, не удастся.
Под сервисным обслуживанием специализированными подрядными организациями понимается набор операций, которые регламентируются производителем оборудования, и для выполнения которых у собственной службы эксплуатации ЦОД нет необходимых возможностей, знаний или сертификатов.
В этом случае, возможно, имеет смысл рассмотреть вариант аренды стоек в коммерческом дата-центре и не тратить время и деньги на строительство и последующую эксплуатацию собственного небольшого ЦОД.
Небольшие и средние ЦОД.
ЦОД вместимостью до 100 стоек – наиболее востребованный на рынке формат. Как правило, именно в эту категорию попадают корпоративные ЦОДы крупных финансовых, страховых, телекоммуникационных компаний, а также многие коммерческие ЦОДы. Здесь созданием одной дежурной смены не обойтись. В штате службы эксплуатации обязательно должны быть главный инженер, инженер по холодильному оборудованию, инженер связи и электрик. Только при таком составе достигается необходимая степень надежности и безотказности работы и требуемая кадровая взаимозаменяемость. В обязанности главного инженера, помимо досконального знания объекта, входят модернизация инженерных систем, работа с подрядными организациями, регламенты, инструкции и т.д. Однако отметим, что загрузка специалистов, неполная – порядка 50%. Поэтому передача обслуживания инженерных систем на аутсорсинг вполне разумна и позволяет существенно сэкономить.
Что касается такого преимущества собственной службы эксплуатации, как оперативность, то здесь не все однозначно. При аутсорсинге время реагирования на аварийные ситуации может даже сократиться: большинство аварий происходит во внерабочее время, и, скорее всего, аварийная сервисная бригада доберется до объекта быстрее, чем собственный инженер.
Если к расходам на содержание службы эксплуатации и стоимости услуг подрядных организаций прибавить расходы на обучение, сертификацию, закупку необходимого оборудования, то эксплуатационные затраты ЦОД вместимостью не более 100 стоек приближаются к 15 млн руб./год. Стоимость обслуживания при передаче на аутсорсинг составит порядка 10 млн руб. Экономия – не менее 30%. Неудивительно, что услуга аутсорсинга все более востребована на рынке обслуживания ЦОД.
Крупные и очень крупные ЦОД.
Для промышленных ЦОД ситуация несколько иная. Большое количество стоек «размывает» затраты на эксплуатацию, в результате увеличение персонала не так сильно отражается на общей стоимости обслуживания стойки. Хотя и здесь речь идет об экономии в несколько миллионов рублей в год, но по сравнению с общими тратами дата-центра это уже не так существенно. В самом деле, для ЦОД вместимостью более 200 стойкомест общие затраты на эксплуатацию приближаются к 20 млн руб. в год. На аутсорсинг сервисные компании такой объект возьмут примерно за 17 млн руб. Вместе с тем расходы на электричество дата-центра мощностью 5000 кВт составят порядка 100 млн руб. в год. Как говорится, «не там ищем выгоду».
Вывод.
В целом, как можно видеть, при росте количества удельная стоимость обслуживания стойки снижается.
Таким образом, самостоятельное строительство и эксплуатация маленького ЦОДа (на 10–20 стоек) с финансовой точки зрения нецелесообразны. Гораздо выгоднее арендовать площади (или «облако» в крупном дата-центре и переложить на его оператора все затраты на обслуживание инфраструктуры и содержание круглосуточной дежурной смены.
Крупным промышленным ЦОДам к идее аутсорсинга надо отнестись более осторожно, потому что существенной финансовой выгоды не просматривается. Но в пользу аутсорсинга чашу весов могут склонить другие доводы: профессионализм сотрудников сервисной компании, ее надежность и исполнительность.