АНАЛИЗ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Сметное нормирование и ценообразование представляет собой многоплановый, динамичный, изменяющийся процесс в соответствии с изменением законодательных и правовых основ экономического развития государства и является важнейшим элементом экономических взаимоотношений всех участников инвестиционной деятельности. В проблеме цен перекрещиваются все основные проблемы и определяются темпы и перспективы развития промышленности и емкость рынка ее продукции, темпы развития топливно-энергетической базы, силу покупательной способности рубля, реальной уровень заработной платы, налоговая политика и тому подобное.
Сметная стоимость является исходной основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные строительно-монтажные работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным документом. Исходя из сметной стоимости, принятых договорных цен на строительную продукцию ведутся учет и отчетность, и производится оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков, а также формируется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.
Цель анализа проектно-сметной документации – результат строительства, его стоимость, надежность и качество.
Правильно составленная проектно-сметная документация позволит проследить взаимодействие и взаимоотношение между заказчиком и исполнителем на каждом отдельном этапе работ. Именно надлежащим образом составленная проектно-сметная документация помогает точно определить, какие этапы работ уже выполнены, какие затрачены средства на данном этапе работ и сколько еще финансов потребуется для дальнейших работ.
При анализе проектно-сметной документации основное внимание уделяется просчёту объёмов работ, проверке состава материалов и подсчете их потребности на основании рекомендаций фирм-производителей с учётом коэффициентов трудно устранимых потерь.*
Бланки документы дла подачи заявки:
Заявление о проведении экспертизы.docx
Задать вопрос сметчику:
Задать вопрос проектировщику: pr@cons-systems.ru
Составление сметы – один из важнейших этапов проведения строительных и ремонтных работ. Грамотно составленная смета позволит минимизировать расходы и, в то же время, провести все работы своевременно и качественно.
Коллектив нашей проектно-сметной группы состоит исключительно из высококвалифицированных специалистов - сметчиков и проектировщиков, каждый из которых обладает как минимум пятилетним опытом осуществления профильной деятельности, что выступает гарантией качества всех выполняемых нами работ, включая:
- · составление смет на проведение различного рода строительных работ;
- · составление смет на проектные работы;
- · составление смет на благоустройство;
- · составление смет на ремонтные работы;
- · составление смет на пусконаладочные работы;
- · составление смет на монтажные работы;
- · составление смет на работы по реконструкции;
- · проведение проверки и экспертизы сметной документации, и т.д.
Мы подготовим для Вас:
- Локальные сметы;
- Объектные сметы;
- Сводный сметный расчет;
- Акты КС-2 и КС-3;
- Сметы на проектные работы (в СБЦ и МРР);
- Сметы на авторский надзор;
- Сметы на пусконаладочные работы;
- Сметы на шеф-монтаж;
- Сметы на услуги заказчика-застройщика;
- Разработаем ваши индивидуальные расценки;
- Комплект документов( договор,Смета, КС2, КС3) на работы, квалифицируемые как текущий ремонт;
- Рекомендации по увеличению/уменьшению сметной стоимости;
- Проверим сметы, акты и вынесем экспертное заключение;
- Корректировку уже существующей сметы, пересчитаем в другую базу.
Стоимость составления смет
Поскольку одной из целей составления сметы является оптимизация расходов на осуществление строительно-монтажных работ, финансовые условия проведения сметных работ являются одним из определяющих критериев.
Составление сметы |
от 2 000 рублей (0,4% объёма) |
Корректировка существующей сметы |
от 3 000 рублей (0,7 % объёма) |
Оформление акта КС-2, КС-3 по существующей смете |
от 2 000 рублей (0,5% объёма) |
Оформление акта КС-2, КС-3 по существующей смете с анализом объёма фактического исполнения работ |
от 7 000 рублей (1,3% объёма) |
Проверка сметы, выдача заключения о завышении сметной стоимости |
46 рублей за позицию |
Комплект документов (договор, смета, КС-2, КС-3). |
от 9 000 рублей (1,5% объёма) |
Мы можем обслужить Вас быстро, качественно и недорого. Выбирайте любые два пункта.
Расценки на составление смет могут варьироваться, в зависимости от ряда критериев, таких как:
- · удалённость объекта;
- · степень срочности, с которой должны быть проведены сметные работы;
- · качество и полнота исходной информации;
- · необходимость выезда на объект специалиста-сметчика;
- · необходимость покупки региональной базы, индексов и т.д.;
- · необходимость уложиться в строго определенную сумму с точностью до копейки и т.д.
Если стоимость составления смет составляет менее пятнадцати тысяч рублей, от Вас не требуется выплата авансов и предоплат. Таким образом, мы гарантируем качественное и своевременное выполнение всех сметных работ. Мы ценим наших постоянных клиентов. Если Вы обращаетесь к нам неоднократно, мы готовы предоставить Вам скидку на осуществление сметных работ.
Этапы проведения сметных работ
- · Для того, чтобы узнать, сколько именно стоит составление смет для Вашего объекта, Вам необходимо связаться с нашими специалистам посредством указанной на сайте контактной информации.
- · После того, как все необходимые сведения будут получены нашими сотрудниками, будет согласована цена и сроки проведения работ.
- · После согласования и, при необходимости, выплаты суммы аванса, наши специалисты приступают к работе, по окончанию которой готовая смета будет прислана Вам по электронной почте для ознакомления и согласования всех деталей.
- · Изменение объема сметы может быть проведено бесплатно в течение двух недель по завершению сметных работ.
- · Возникшие замечания по смете будут бесплатно исправлены в течение месяца.
Изменения, вносимые в смету по таким причинам, как изменение нормативных требований, способов проведения расчетов, изменения объема и характера реализуемого проекта и т.д. оплачивается дополнительно.
Приблизительная стоимость создания (проектирование+закупка+монтаж)
систем среднего уровня сложности*:
С И С Т Е М А
|
СТОИМОСТЬ В РУБЛЯХ 1 м² |
Электрооборудование |
2424,90 |
Пожарная сигнализация |
772,42 |
Оповещене о пожаре |
212,06 |
Радиофикация (внутренние сети) |
37,38 |
Охранная сигнализация |
97,12 |
Контроль и управление доступом |
248,92 |
Телевизионное наблюдение |
351,86 |
Домофон |
39,70 |
СКС |
727,20 |
Телефонная сеть |
47,50 |
Часофикация |
41,26 |
Эфирное телевидение |
360,52 |
Диспетчеризация инженерных систем |
1761,90 |
Кабелепровод |
377,44 |
* (выполнено по статистическим данным компании)
К вопросу правильности оформления проектной документации
Стадии проектирования
Проектирование объектов капитального строительства начиная с 2008 года должно осуществляться в две стадии:
- первая стадия проектная документация;
- вторая стадия рабочая документация.
Рабочая документация
Постановление № 87 от 16 февраля 2008 г.«О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» пункт 4:
«В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий».
ГОСТ Р 1001-2009 пункт 3.1.8:
«Рабочая документация: совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами …».
ГОСТ Р 21.1101-2009 пункт 3.2 а) определяет назначение рабочих чертежей как чертежей, предназначенных для производства строительных и монтажных работ.
Вывод:
По рабочим чертежам рабочей документации выполняются строительные и монтажные работы.
Чего не скажешь о проектной документации, но в последние годы необоснованно сделан акцент именно на проектную документацию.
Проектная документация
Примерно до середины 90-х годов все строительство инвестировалось из государственного бюджета. Поэтому необходимо было пройти процедуру утверждения сметной стоимости строительства объекта. Кроме этого государство следило за внедрением в производство новых технологий, материалов и т.д., что также требовало прохождения процедуры утверждения проектных решений. Для утверждения создавался специальный проектный документ, состав и содержание которого определялось возложенной на него задачей.
Для крупных объектом таким проектным документом было ТЭО (проект)(первая стадия проектирования). После утверждения первой стадии проектирования (ТЭО(проект)), приступали ко второй стадии проектирования рабочей документации для производства строительных и монтажных работ.
Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, а также других технически несложных объектов разрабатывался рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация-одна стадия проектирования). Проектирование рабочего проекта начиналось с рабочей документации, на ее основе выпускалась утверждаемая часть, которой являлась общая пояснительная записка.
Для самых простых сооружений разрешалось утверждать рабочую документацию.
На сегодняшний день рабочий проект ликвидирован. Проектирование выполняется в две стадии сначала проектная документация, затем рабочая документация. Причем требования к проектной документации усложнились, что ведет к увеличению сроков проектирования, выпуску ненужных документов и снижению качества проектирования.
ГОСТ Р 21.1001-2009 «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»:
- пункт 3.1.2. Проектная документация: совокупность текстовых и графических проектных документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации; и достаточен для разработки рабочей документации для строительства:
1) Для оценки соответствия принятых решений требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации:
- но кто будет оценивать соответствие, если подавляющее большинство проектной документации не проходит экспертизу. Очень сомнительно, что заказчик добровольно направит проектную документацию на экспертизу, тем более в настоящее время большинство объектов инвестируется из средств частного капитала;
- какой смысл описывать в текстовой части требования нормативных документов? Требования нормативных документов должны дойти до монтажников, монтажник работает по чертежам, но количество чертежей Постановлением № 87 для электриков проектировщиков сведено до минимума, поэтому чтобы оценить соответствие принятых решений требованиям законодательства… требуется большая текстовая часть.
2) Над требованием «достаточен для разработки рабочей документации для строительства» нет смысла ломать голову. Если рабочая документации проектируется не одновременно с проектной документацией, то проектная и рабочая документация будут очень сильно отличаться друг от друга. Что- то заказчик захочет изменить, что- то проектировщики не учли и т.д. и т.п.. Поэтому даже при положительном заключении экспертизы нельзя гарантировать соответствия принятых решений требованиям законодательства…. И кто может определить достаточность? Если проектную и рабочую документацию разрабатывают разные проектные организации могут возникнуть «разборки» по этому поводу.
Федеральный закон N 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года «Градостроительный кодекс Российской федерации» статья 48 «Архитектурно-строительное проектирование» пункт 15: «Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком….»:
3) Процедура утверждения осталась. Но что из пункта 3.1.2 необходимо заказчику для утверждения, если заказчики как правило, даже не вникают в содержание проектной документации. Возможно соответствие принятых решений заданию на проектирование.
Федеральный закон N 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года «Градостроительный кодекс Российской федерации» статья 51
пункте 7 подпункт 3). «В целях строительства, … застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство … заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются … материалы, содержащиеся в проектной документации»:
4) Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Следовательно для разрешения на строительство не требуется вся проектная документация сформированная в соответствии с требованиями пункта 3.1.2ГОСТ Р 21.1001-2009. Какие документы конкретно требуются указано ниже.
Проследим, как незаслуженно был ликвидирован рабочий проект.
Начнем с 1985 год.
СНиП 1.02.01-85 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство.."
п. 1.6 Порядок разработки проектно-сметной документации в одну стадию - рабочий проект или в две стадии - проект и рабочая документация ..., имея в виду, что проектирование технически несложных и других объектов, определяемых министерствами и ведомствами......, выполняется в одну стадию.
Рабочий проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения должен состоять из следующих разделов:
Общая пояснительная записка и основные чертежи;
Организация строительства;
Сметная документация;
Рабочая документация.
От проектировщиков-электриков требовалось в общую пояснительную записку рабочего проекта включить сведения о решениях по инженерному оборудованию. как правило, выпускалась рабочая документация и на ее основе выпускалась общая пояснительная записка.
Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения должен состоять из следующих разделов:
Общая пояснительная записка;
Архитектурно-строительные решения;
Технологические решения;
Решения по инженерному оборудованию;
Организация строительства;
Сметная документация.
От проектировщиков-электриков требовалось:
- в раздел "Решения по инженерному оборудованию" включить решения по автоматизации санитарно-технических устройств, домофонов (жилых домов); принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению, молниезащите;
- представить чертежи:
1) принципиальные схемы устройства электрооборудования;
2) планы трасс внутриплощадочных сетей и сооружений к ним;
3) схема электроснабжения объекта;
4) принципиальные схемы автоматизации инженерного оборудования, технологических процессов и санитарно-технических устройств.
Объем и содержание соответствовали назначению-утверждению. И утверждались проекты заводов, цехов и т.д.
1995 год
СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (взамен СНиП 1.02.01-85):
- пункт 2.4. «Основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование (проект)* строительства. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО (проекта) строительства разрабатывается рабочая документация.
- пункт 2.6. Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, а также других технически несложных объектов …….. может разрабатываться рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация) или рабочая документация.
СНиП просуществовал недолго, исчез ничем не заменившись.
Вывод 1995 года:
- проектный документ это:
а) ТЭО (проект);
б) рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация);
в) рабочая документация.
1997 год
ГОСТ 21.101-97 пунктами 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 разделил проектный документ на проектную документацию и рабочую документацию.
Упоминание о рабочем проекте только в пункте 4.1.1. ГОСТ 21.101-97 " Проектную документацию, предназначенную для утверждения (стадия-проект, утверждаемая часть рабочего проекта), комплектуют в тома…." .
Вывод 1997 года:
- проектная документация предназначена для утверждения, и может быть проектом или утверждаемой частью рабочего проекта.
- рабочий проект существует благодаря СНиП 11-01-95 и п. 4.1.1 ГОСТ 21.101-97.
!!!! Пока ничего не изменилось, рабочий проект является основным выпускаемым проектным документом.
2004 год
Федеральный закон N 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года «Градостроительный кодекс Российской федерации»:
а) Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, …...
б) статья 48 «Архитектурно-строительное проектирование» пункт 15: «Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу».
в) статья 51 « Выдача разрешений на строительство» сказано:
- пункте 7 подпункт 3). «В целях строительства, … застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство … заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются … материалы, содержащиеся в проектной документации».
СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» исключен из состава действующих документов.
Вывод 2004 года:
- проектная документация должна пройти государственную экспертизу. (Далеко не вся, как выяснится позже);
- проектную документацию должен утвердить заказчик;
- часть материалов, утвержденной заказчиком проектной документации, должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство.
- рабочий проект существует благодаря п. 4.1.1 ГОСТ 21.101-97.
!!!! Пока ничего не изменилось, рабочий проект является основным выпускаемым проектным документом по которому и выдается разрешение на строительство, а это для заказчика главное. .
2008 год
Постановление № 87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»:
- пункт 3. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
- пункт 9. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения;
- пункт 10. Раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать ….. .
Вывод 2008 года:
- рабочий проект существует благодаря п. 4.1.1 ГОСТ 21.101-97.
- проектная документация состоит из текстовой и графической частей, что не противоречит ГОСТ 21.101-97;
- пояснительная записка перестает быть текстовой частью, становится первым разделом и включает в себя реквизиты и перечень различных документов, сведения об объекте;
- текстовая часть включается в разделы со 2 по 12;
- текстовая часть должна содержать сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических … решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
- в разделах со 2 по 12 определено содержание текстовой и графической частей. Содержание электротехнической части вызывает у проектировщиков большое недоумение.
!!!! Не ясно, как можно представить в Постановлении все многообразие проектных решений для различных объектов, начиная с коттеджа и заканчивая объектами нефтепереработки!!!
Начались проблемы с проектной документацией, которая должна проходить экспертизу:
- эксперты требуют представлять проектную документации в виде текстовой и графической частей. Но на основании действующего ГОСТ 21.101-97 проектная документация это проект или утверждаемая часть рабочего проекта;
-содержание разделов, определенное Постановлением № 87, не учитывает требования пункта 27 ПОСТАНОВЛЕНИЯ от 5 марта 2007 года N 145: « Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, …, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности….».
Проектировщик выполняет требования Постановления № 87, но состав представленной проектной документации не позволяет экспертам проверить ее на соответствие требованиям нормативных документов.
2009год
Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года статья 15:
- пункт 5. В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики здания или сооружения, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть установлены таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации здание или сооружение было безопасным для жизни и здоровья граждан;
-пункт 6. Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий;
-пункт 10. Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
ГОСТ Р 21.1001-2009 «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»:
- пункт 3.1.2. Проектная документация: совокупность текстовых и графических проектных документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям законодательства, нормативным правовым актам, документам в области стандартизации; и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.
ГОСТ Р 21.1101 – 2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации». Выпущен взамен ГОСТ 21.101-97. Из пункта 4.1.1 утверждаемая часть рабочего проекта исчезла.
Вывод 2009 года:
- проектная документация является основным документом обеспечивающим безопасность здания;
- в проектной документации все принятые решения, касающиеся безопасности должны быть обоснованы ссылкам на законы, стандарты и т.д., на основании которых решены вопросы безопасности. (!!!Детективный роман!!!);
- проектная документация должна соответствовать заданию на проектирование;
- состав проектной документации должен быть достаточен для разработки рабочей документации.
- рабочий проект поставлен вне закона.
Когда необходима проектная документация?
1. Федеральный закон N 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года «Градостроительный кодекс Российской федерации» статья 49 «Государственная экспертиза проектной документации»: пункты 2 и 3:
Пункт 2. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Пункт 3. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства».
2. Федеральный закон N 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года «Градостроительный кодекс Российской федерации» статья 51 « Выдача разрешений на строительство» пункт 17 сказано: «Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется».
Практически всегда для строительства объектов требуется разрешение на строительство, но для выдачи разрешения на строительство не требуется вся проектная документация, определенная Постановлением 87 и другими нормативными документами.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В статье 51 « Выдача разрешений на строительство» в пункте 7 подпункте 3) определен состав материалов из проектной документации, прикладываемой к заявления на разрешение строительства:
а) пояснительная записка. Не следует думать, что пояснительная записка, это описание принятых в проектной документации решений, как было до выхода Постановления № 87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и ГОСТ Р 21. 1101-2009. В соответствии с постановлением № 87 от 16 февраля 2008 г. пояснительная записка должна содержать перечень реквизитов различных документов, сведения о проектируемом объекте и т. д.;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему…;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
Вопрос 1:
Если проектная документация не проходит экспертизу, почему нельзя решения, обеспечивающие безопасность здания, выполнить в рабочей документации, а в проектной документации отразить вопросы, необходимые для утверждения заказчиком и для получения разрешения на строительство?
Вопрос 2:
Когда будет отменено Постановление № 87, которое ставит экспертизу и проектировщиков в неравные условия? Понятно, что экспертиза должна проверять не рабочую, а проектную документацию, чтобы утвержаюшее лицо могло не опасаясь утверждать не понимая, что в проектной документации. Но назначение проектной документации соответствовать не только заданию на проектирование, но и законодательству, чтобы в процессе строительства и эксплуатации здание или сооружение было безопасным для жизни и здоровья граждан. И предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, …, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности….». Но в требованиях Постановления № 87 этого всего нет.
Вопрос 3:
Для проектировщиков больной вопрос стоимость проектирования. Требования к проектной документации почти как к рабочей, а стоимости проектирования существенно отличаются. Хорошо, если одна и та же проектная организация выполняет обе стадии, тогда работы перераспределятся, или сразу выпустят рабочую документацию, а на ее основе скомплектуют проектную. А если заказывается только проектная документация? Пройти экспертизу ….!
К вопросу 2.
Текстовая часть проектной документации должна воплотится в рабочие чертежи рабочей документации, при этом не учитывается, огромное количество требований по электробезопасности, взрывопожаробезопасности, промышленной безопасности, электромагнитной совместимости, которое предъявляется к электрическим сетям и устройствам, и которые невозможно детально описать.
Никакой критики не выдерживают требования подраздела "Система электроснабжения" Постановления № 87, например:
- из 14 подпунктов 6, а именно а), б), г), д), н), о) повторяют друг друга. Надежность электроснабжения, обеспечение электроэнергией в рабочем и аварийном режимах, резервные источники, резервирование электроэнергии - это все вопросы, решаемые при выборе схемы электроснабжения;
- в ГОСТ Р 21.1101 комплекты рабочих чертежей разделены на марки(силовое электрооборудование, освещение, автоматизация, электроснабжение, наружное освещение), в Постановлении отдано предпочтение освещению и электроснабжению;
- в Постановлении требуется выполнить схему молниезащиты, в ГОСТах указано, как выполняются схемы принципиальные, подключения и т.д., но схемы молниезащиты нет, и не ясно, зачем выполнять схему, даже зоны действия по ней не определишь;
- требуется привести перечень мероприятий по заземлению (занулению), хотя основными мерами защиты являются автоматическое отключение питания, основная и дополнительная системы уравнивания потенциалов. Зануление с выходом седьмого издания ПУЭ в 2002 году заменено на РЕ-проводник;
- не требуется отражать решения по системам противопожарной защиты, по взрыво и пожарой безопасности электрических сетей, приборов и аппаратов и т.д. и т.п..
Создается впечатление, что подраздел "Система электроснабжения" создавался людьми, которые что-то знают об электроснабжении, освещении, заземлении и молниезащите, но не имеют полной картины по проектированию электротехнической части.
Кроме проблем нормативного характера существует человеческий фактор:
- за годы перестройки преемственность поколений проектировщиков прервалась. Практически исчезли главные специалисты, которые на основе опыта проектирования, изучения нормативных документов, тесного контакта с монтажниками, принимали решения, отвечающие и вопросам экономии и нормативным документам;
- образовалось большое количество мелких проектных организаций, в которых «подработавают» в лучшем случае специалисты со стажем из смежных организаций, в худшем студенты или молодые специалисты, для которых дипломные работы единственный опыт проектирования, но дипломные работы - это детский лепет по сравнению с рабочей документацией объекта капитального строительства;
- в подавляющем большинстве высших учебных заведений студенты – электрики не изучают нормативные документы, поэтому с легкостью берутся проектировать и взрывопожароопасные объекты, и системы пожарной безопасности;
- и т.д., и.т.п.
К вопросу 1.
Вызывает большое удивление, что в настоящее время нормативными документами ликвидирован рабочий проект, а проектная документация превращена в основной проектный документ. Удлиняется процесс проектирования, увеличивается стоимость проектирования, так как возникает необходимость оплачивать две стадии проектирования. Заказчики, экономя деньги на рабочей документации, зачастую отдают ее проектирование некомпетентным проектировщикам, и происходит воплощение текстовой части проектной документации в рабочие чертежи с большими отступлениями от нормативных документов.
Но рабочий проект ликвидировать сложно, его продолжают выпускать, тем более что, отличить утверждаемую часть рабочего проекта от текстовой части проектной документации не так то просто, особенно тем кто утверждает или выдает разрешение на строительство. Если проект не проходит экспертизу проектировщики поступают просто меняют буквы "РП" на букву "П" , внутреннее содержание и оформление остается прежним.
Ссылки:
Проектная документация.Порядок разработки.Организация документооборота.pdf
ГОСТ Р 21.1101-2009 (ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ).pdf
Постановление от 16 февраля 2008 г. № 87 О сост разд пр док-ции и треб к их сод-ию.pdf
Инстр по оформл приёмо-сдаточной док.1.13-07.pdf
Состав исп. док. электромонтажные работы..pdf
Что такое исполнительная документация.pdf
Общие принципы организации проектирования.pdf
ГОСТ Р 21.1101-2009 Основные требования к рабочей документации.docx
ГОСТ 18311-80 Изд электротехнические (термины).docx
ГОСТ 34.601-90 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ - СТАДИИ СОЗДАНИЯ.docx
ГОСТ 34.201-89 ВИДЫ, КОМПЛЕКТНОСТЬ ДОКУМЕНТОВ АСУ.docx
ГОСТ 2.103-68 ЕСКД Стадии разработки.docx
Письмо Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 36190-ДС11.pdf
Письмо Министерства регионального развития РФ от 22 марта 2010 г. № 10722-ИП08.pdf
Письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 6 мая 2011 г. № ДПР11-9113.pdf
Письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 6 мая 2011 г. № ДПР11-9113.pdf
Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство.pdf
*«СТК» не состоит в саморегулируемых организациях и не проводит экспертизу элементов капитальных строений, влияющие на безопасность жизни граждан (экспертизу работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах).