Учётная политика предприятия.
Содержание
Введение
1. Основная часть
1.1 Понятие и формирование учетной политики
1.2 Основные элементы учетной политики организации
1.3 Раскрытие учетной политики организации
2. Практическая часть
2.1 Практика ведения бухгалтерского учета на примере ООО "ИНСИ"
2.2 Разнесение операций по счетам бухгалтерского учета
2.3 Расчет распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования
3. Оборотная ведомость по синтетическим счетам
Заключение
Список литературы
Введение
Данная работа посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете, такого важного внутреннего документа как учетная политика предприятия. Актуальность данной темы заключается в том, что в современных экономических условиях происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. Исходя из того, что бухгалтерский учет на предприятии осуществляться в определенном порядке, необходимо установить такой порядок, реализация которого бы, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для пользователей. Учетная политика предприятия - это совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, которая обеспечивает максимальный эффект от ведения учета. Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантно. Например, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Сроки включения затрат в себестоимость, подходы к определению величины отдельных статей затрат, формирование фондов и резервов за счет источников, включаемых в себестоимость, могут существенно занизить потенциальный финансовый результат, подлежащий распределению между собственниками. Это может послужить целям пополнения средств на развитие предприятия. В то же время, действуя в аналогичной ситуации, но, выбрав иной вариант учетной политики, можно добиться обратного эффекта, если, например, приоритетным в данном периоде является привлечение инвесторов, получение кредитов и т.п. Таким образом, умело составленная учетная политика является одним из важнейших инструментов управления деятельностью фирмы и достижения, поставленных целей менеджмента. Целью данной работы является показать основные принципы формирования учетной политики. Для достижения поставленной целей, следует реализовать ряд задач: дать понятие "учетная политика"; раскрыть значимость и сущность документа "ученая политика"; изучить нормативную базу, которая регулирует данную область учета; раскрыть содержание документа "ученая политика". 1. Основная часть
1.1 Понятие и формирование учетной политики
Основным документом по учётной политике является Положение по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организаций" ПБУ 1/2008. Данное Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придание гласности) учётной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций). Согласно ПБУ 1/2008 под учётной политикой организации понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности". Положение распространяется: в части формирования учётной политики - на организации, независимо от организационно-правовых форм; в части раскрытия учётной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учётную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчётности. Учётная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. При формировании учетной политики предполагается, что: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности); организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности); принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики); факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Учетная политика организации должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты); своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности). При формировании учётной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учёта, то при формировании учётной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа. Принятая организацией учётная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией при формировании учётной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учётной политики должно быть обоснованным и оформляется соответствующими организационно-распорядительными документами. Изменение учётной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. 1.2 Основные элементы учетной политики организации
Учетная политика организации должна включать в себя ряд обязательных элементов. Одним из элементов, подлежащих закреплению в учетной политике организации, является рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета и отчетности. Разработка рабочего плана счетов. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утверждённого плана. Она вправе из всей совокупности систематических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения МФ РФ) новые систематические счета, используя свободные коды счетов. На основе системы субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединения, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения. Выбор формы бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает форму учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощённая, машинно-ориентировочная), перечень применяемых учётных реестров, их построение, последовательность и способы записи в них. Организация бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учёт и отчётность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия. В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другими работниками по письменному распоряжению руководителя организации. Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчётности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество необязательных для инвентаризации основных средств в отчётном году, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией. Перед составлением годового отчета проводится инвентаризация статей баланса в следующие сроки: основные средства и нематериальные активы - не ранее 1 октября отчетного года; сырье и материальные ценности и товары - не ранее 1 июня; расчеты с банками, денежные средства, ценные бумаги, денежные документы, расчеты по налогам и платежам в бюджет и внебюджетные фонды - по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. При формировании учетной политики организации закреплению подлежат методы оценки активов и обязательств. К ним можно отнести методы: формирования первоначальной оценки активов; начисления амортизации активов (линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ), способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования); оценки активов при их списании; оценки обязательств при их возникновении и исполнении. Указанные методы должны быть закреплены в отношении каждой статьи активов и обязательств организации (нематериальные активы, основные средства и т.д.) Правила документооборота и технология обработки учетной информации также подлежат обязательному закреплению в учетной политике организации. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Регистры бухгалтерского учета могут вестись как ручным способом, так и с применением вычислительной техники. В составе учетной политики организации должен быть утвержден график документооборота, предусматривающий в отношении каждого первичного документа, применяемого организацией для оформления фактов хозяйственной деятельности, следующие сведения: данные о создании или получении документа: количество экземпляров; лицо (служба), ответственное за выписку или за получение документа от контрагента; лицо (служба), ответственное за оформление документа; время составления документа (непосредственно в момент совершения операции, сразу после ее совершения); данные о принятии к учету и обработке документа: лицо (служба), ответственное за представление документа в бухгалтерию организации; срок представления документа в бухгалтерию организации; порядок представления документа в бухгалтерию организации; лицо (служба), ответственное за проверку документа; данные об обработке документа: лицо (служба), ответственное за обработку документа; срок исполнения; данные о передаче в архив: лицо (служба), ответственное за передачу документа в архив; срок, по истечении которого документ подлежит передаче в архив. Данный график должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений организации и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всего учетного процесса организации, а также усилению контрольных функций бухгалтерского учета. В учетной политике организации определяется порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Формы документов должны быть построены таким образом, чтобы они содержали все показатели, необходимые для последующего формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации в целом, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Данные формы могут полностью повторять формы бухгалтерской отчетности организаций и в таком виде, как правило, применяются в отношении подразделений организации, выделенных на отдельный баланс. Организация также вправе установить иные формы отчетности для своих подразделений. Они могут быть составлены в виде регистров учета, перечней, оборотно-сальдовых ведомостей и т.п. При утверждении форм документов особое внимание следует обратить на то, какие лица подразделения, представляющего внутреннюю бухгалтерскую отчетность, имеют право ее подписи (руководитель подразделения, бухгалтер и т.п.). Ограничения в отношении форм рассматриваемых документов нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрены. Кроме того, организации следует установить способ представления форм внутренней бухгалтерской отчетности (на бумажных носителях, на магнитных и иных носителях информации (дискеты, диски и т.п.)) и сроки ее представления. Каких-либо ограничений по способам представления внутренней бухгалтерской отчетности нормативные акты по бухгалтерскому учету также не содержат. При утверждении сроков представления внутренней бухгалтерской отчетности организации следует исходить из сроков, установленных для представления бухгалтерской отчетности организации, а также периода времени, необходимого для составления данной отчетности на основании сведений, представляемых обособленными подразделениями. Таким образом, при утверждении учетной политики организации следует отразить: перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс; формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для подразделений, выделенных на отдельный баланс; способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, выделенными на отдельный баланс; срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, выделенными на отдельный баланс; перечень подразделений, не имеющих отдельного баланса, но обязанных представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность; формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для подразделений, не имеющих отдельного баланса, но обязанных представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность; способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность; срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность.
1.3 Раскрытие учетной политики организации
Раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности (п.1 ПБУ 1/2008). Обязанность по приданию гласности бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета. Так, в соответствии с пунктом 4 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично: согласно законодательству Российской Федерации (например: ОАО, банки, биржи, страховые организации, инвестиционные фонды); согласно учредительным документам; по собственной инициативе. В иных случаях раскрытие учетной политики организации не является обязательным. Придание учетной политике организации гласности означает раскрытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. В соответствии с ПБУ 1/2008 к способам ведения бухгалтерского учета, подлежащим обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы: амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы. Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным. Нормативные акты, непосредственно регулирующие вопросы учетной политики организации, не определяют термин "заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности", поэтому необходимо обратиться к другим нормативным актам. В общем смысле под указанными лицами необходимо понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации (п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н). Анализ норм законодательства о бухгалтерском учете позволяет отнести к заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности, в частности: учредителей (участников) организации или собственников ее имущества; территориальные органы государственной статистики по месту регистрации организации; орган, уполномоченный управлять государственным имуществом - для государственных и муниципальных унитарных предприятий; вышестоящий орган - для бюджетных организаций; налоговые органы и пр. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику (п.15 ПБУ 1/2008).
//www.cons-systems.ru/