ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ
1. Антифриз и его свойства.
Что такое антифриз и где его применяют?
Эффетивная работа двигателя зависит не только от качественного топлива и масла, но и от эффективной системы охлаждения.
Антифризами называют незамерзающие жидкости, предназначенные для использования в системе охлаждения двигателя.
Сгорание топливной смеси в двигателе происходит при температурах 2100-23000С. При такой температуре без принудительного охлаждения детали двигателя нагревались бы до температуры, значительно превышающей температуру воспламенения масла. При перегреве двигателя увеличивается сила трения и износ деталей, уменьшаются тепловые зазоры, происходит коксование масла и отложение нагара, уменьшается наполнение цилиндров воздухом, при этом падает мощность.
В то же время чрезмерный отвод тепла влечет за собой переохлаждение двигателя, изменение вязкостных свойств масла, что приводит к увеличению износа деталей, снижению мощности и экономичности двигателя.
Идеальный тепловой режим двигателя 85-900С.
В иностранной практике наибольшее распространение получили антифризы на основе водного раствора этиленгликоля, пропиленгликоля и др. Эти растворы обладают всеми необходимыми для охлаждающей жидкости температурными свойствами.
Пакет присадок, который добавляется в водно-гликолевую основу, определяет значительную часть эксплуатационных показателей охлаждающей жидкости.
Он специально разрабатывается для того, чтобы защитить детали двигателя и системы охлаждения от коррозии, защитить от износа подшипники водяного насоса (помпы), предотвратить вспенивание жидкости и образование пузырьков воздуха в системе.
Антифриз служит для поддержания оптимального температурного режима деталей двигателя в различных условиях эксплуатации. Антифриз полностью исключает замерзание системы охлаждения двигателя дизель-генератора на холоде благодаря низкой температуре начала кристаллизации. ОН предохраняет двигатель от перегрева и обеспечивает хороший теплоотвод, так как имеет высокую температуру кипения. Недостаток: для снижения точки кристаллизации в нем используется метанол, который является агрессивным по отношению к алюминию.
Два наименования охлаждающей жидкости.
В обиходе широко распространено употребление двух наименований охлаждающей жидкости - тосол и антифриз.
Тосол - это торговая марка охлаждающей жидкости, прототипом которой стал итальянский антифриз, появившийся в СССР с началом выпуска автомобилей семейства Lada. Со временем "тосол" приобрел нарицательное значение и стал восприниматься как синоним к слову "антифриз".
Антифриз - часть из английского названия охлаждающей жидкости "Antifreeze - Coolant", дословно переводимого как "предотвращающий замерзание - охладитель ".
Требования к охлаждающей жидкости.
Защита системы охлаждения - очень важный аспект для нормальной и бесперебойной эксплуатации двигателей, особенно, если они работают в тяжелом режиме.
Современные двигатели становятся легче, компактнее и мощнее. Конструкторы стараются использовать нетрадиционные легкие металлы, такие как алюминий, пластмассы, а также уменьшить размеры узлов и агрегатов, в результате чего температура в зонах обмена возрастает. Поэтому к охлаждающим жидкостям предъявляются жесткие требования:
- снижение объема заливки;
- способность работать и противостоять коррозии при высоких температурах;
- хорошие теплоотводящие свойства;
- защита от замерзания;
- не подвержен образованию пены;
- высокая химическая термоокислительная стабильность в течение длительного времени эксплуатации двигателя;
- полная химическая нейтральность по отношению к металлическим деталям;
- высокая устойчивость к поглощению продуктов окисления (способность растворять образующуюся накипь);
- не разрушать материалы уплотнения;
- хорошие смазочные свойства;
- хорошая текучесть.
Длительные эксперименты и наблюдения показывают, что только правильно подобранные ингибиторы делают простую охлаждающую жидкость высококачественным средством защиты охлаждающей системы, которая продлевает срок службы деталей системы охлаждения и двигателя.
Самым важным фактором для длительного срока службы двигателя является защита от коррозии.
Охлаждающие жидкости должны обладать хорошей текучестью и не должны оставлять толстой пленки на деталях двигателя, которая снижает в десятки раз эффективность теплоотвода и увеличивает количество абразивных частиц в системе. Концентрат антифриза разбавляют водой в пропорции 50:50% для улучшения текучести. У концентрата антифриза высокая вязкость, поэтому его в систему охлаждения не заливают.
В настоящее время производители техники делят антифриз на три группы:
- основную;
- безнитритную;
- безсиликатную.
Основой антифриза всех групп является этиленгликоль.
Антифризы разных групп отличаются по составу и срокам действия присадок, обеспечивающих антикоррозийную защиту деталей системы охлаждения.
Химический состав каждой из групп специально разрабатывается с учетом типа конструкционных материалов системы охлаждения и степени форсированности двигателя.
Способность антифриза защищать от коррозии детали системы охлаждения, изготовленные из разных металлов, является важным свойством, определяющим продолжительность его использования. Однако, в процессе эксплуатации антифриза баланс присадок, входящих в него, нарушается. Это приводит к понижению защитных свойств жидкости. При этом на открытых металлических деталях внутри двигателя интенсивно развивается коррозия. Присадки выпадают в осадок, появляются гелеобразования, приводящие к закупориванию узких каналов системы охлаждения.
Своевременная замена и качественный антифриз влияют на надежность и повышают срок эксплуатации двигателя.
Что происходит с антифризом при низких температурах?
При очень низких температурах антифриз превращается в "кашицеобразную" рыхлую массу, которая после запуска двигателя быстро переходит в жидкую фазу и полностью восстанавливает свои первоначальные свойства.
Использование цвета охлаждающей жидкости.
Цвет служит исключительно для определения мест утечки жидкости, и не влияет на эксплуатационные свойства антифриза.
В процессе развития технологии изготовления охлаждающих жидкостей сложилась следующая тенденция:
- антифризы на основе этиленгликоля обладают стандартным (основным) набором эксплуатационных свойств, сине-зеленого цвета, антифризы на основе пропиленгликоля имеют желто-оранжевый цвет.
Рассчитаны на 2 года эксплуатации с использованием ингибиторных патронов с добавками. При использовании без ингибиторного патрона антифриз меняется 1 раз в год.
- антифризы безнитритной группы чаще всего бывают разных оттенков флюоресцентного зеленого цвета;
Рассчитаны на 3 года эксплуатации. Маркировка - G11.
Специально по заказу автопроизводителей могут быть окрашены в другой цвет, например в красный для американского конвейера Toyota.
- антифризы безсиликатной группы, разработанные специально для увеличения интервалов между обслуживанием, маркируются красителем ярко-красного или фиолетового цвета.
Рассчитаны на 4 года эксплуатации. Маркировка - G12.
В этом антифризе используется принципиально новая добавка – карбоксилатные ингибиторы коррозии. Он полностью химически нейтрален по отношению к металлическим деталям, обладает повышенной растворяющей способностью к образующейся накипи. Представителем такого антифриза является антифриз “Texaco Havoline”. Эти ингибиторы адсорбируются лишь там, где возникает очаг коррозии, причем толщина защитного слоя не превышает 0,1 Микрон. Для сравнения, силикатные ингибиторы образуют защитный слой 0,5 мм, снижающий в десятки раз эффективность теплоотвода, и в процессе разложения силикатов увеличивающий количество абразивных частиц в системе, что приводит к значительному механическому износу деталей системы охлаждения.
О совместимости антифризов.
Большинство антифризов на основе этиленгликоля или пропиленгликоля между собой совместимы, поэтому их смешивание допускается. Однако полученная смесь может иметь несколько другие качества. Высококачественные охлаждающие жидкости представляют собой хорошо сбалансированные продукты, часто с весьма сложным составом. Поскольку при смешивании антифризов состав изменяется химически, вместе с ним могут измениться и свойства антифриза, он перестанет выполнять свои функции частично или полностью. Поэтому, при первой возможности рекомендуется залить в систему охлаждения однородный антифриз.
Важно помнить, что антифризы безсиликатной группы G12 особо нежелательно смешивать с антифризами других групп.
2. Характеристика охлаждающей жидкости
В ДГУ FG Wilson применяются стандартные охлаждающие жидкости с добавками.
Марка: Антифриз TIBOIL Британский стандарт BS 6580 от 1992 года. Может заливаться в алюминиевые радиаторы.
Состав: основа – этиленгликоль или пропиленгликоль, нитрит натрия с добавлением присадок, препятствующих образованию ржавчины, а также антикоррозионных, антиокислительных и антипенных присадок.
Производитель: OY TEBOIL AB/AO ТЕБОЙЛ
RL 102, 00121 HELSINKI, FINLAND
PHONE (ТЕЛЕФ.): + 358 (0) 9 618 811
Качество охлаждающей жидкости существенно влияет на мощность двигателя и долговечность системы охлаждения. Нижеследующие рекомендации способствуют поддержанию системы охлаждения в хорошем состоянии и защите системы от замерзания и коррозии.
При несоблюдении этих рекомендаций фирма Perkins не несет ответственности за повреждения, вызванные замерзанием жидкости или коррозией.
В качестве ингибитора коррозии рекомендуется нитрит натрия или бензонат натрия. Антифриз должен эффективно действовать при любых температурах окружающей среды и защищать двигатель от коррозии.
Качество охлаждающей жидкости должно контролироваться 1 раз в полгода, например, в начале зимы с помощью лакмусовых бумажек. Кислотно-щелочное число рН должно быть в диапазоне от 7,0 до 11. Плотность проверяется ареометром. Уровень охлаждающей жидкости проверяется перед каждым запуском дизель-генератора.
Даже если нет необходимости защищать систему от замерзания, рекомендуется использовать 50% смесь воды с антифризом, так как она защищает от коррозии и повышает точку кипения охлаждающей жидкости. Если антифриза нет, добавьте в воду соответствующее количество ингибитора коррозии.
Использование простой воды в качестве охладителя двигателя дизель-генератора ЗАПРЕЩЕНО!
Внимание! Охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля опасна для здоровья при попадании внутрь. Длительное и частое соприкосновение с кожей может вызвать серьезные повреждения кожи. Имеет сладковатый вкус.
Пропиленгликоль – безопасная основа – не причиняет вред здоровью человека, быстро разлагается в природе.
Отработанную охлаждающую жидкость сдавать в специальный пункт приема.
Через каждые 3000 моточасов или 1 год эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше, охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля необходимо заменить. При наличии ингибиторного патрона, в котором находится таблетка с ратворимыми присадками, замену можно производить 1 раз в 2 года.
Для обеспечения нормальной работы система охлаждения должна периодически промываться с целью освобождения ее от отложений вредных химических веществ.
ВНИМАНИЕ
НЕ применяйте каустик для промывки системы охлаждения, так как это приведет к порче алюминиевых деталей.
Тосол – неполноценный российский аналог антифриза и применяется как охлаждающая жидкость (ОЖ) в двигателях. Разница между ним и антифризом - в присадках и концентрации водного раствора моноэтиленгликоля (МЭГ). МЭГ - двухатомный спирт. Ядовит. Может проникать в организм через кожу. Наиболее опасен, если его выпить. Смертельная доза от 35 см3 (в зависимости от веса человека). Присадки снижают разрушительное воздействие МЭГ на материалы системы охлаждения двигателя: сталь, чугун, алюминий, медь, латунь, припой.
Тосол на дизель-генераторах FGWilson применять запрещено.
3. Проверка и обслуживание системы охлаждения.
Концентрированный антифриз необходимо смешать с чистой водой в соотношении 50/50 (40 - 60% рабочего диапазона). Смесь из 50% концентрата антифриза и 50% воды имеет температуру замерзания - 36°С [- 34°F] и температуру кипения 110°С [228°F]. Самая низкая температура замерзания этиленгликолевого антифриза –700С в действительности имеет место при плотности 68%. Применение антифриза более высокой плотности повысит температуру замерзания смеси и увеличит вероятность гелеобразования.
Рефрактомер фирмы Флитгард* № по каталогу С2800, обеспечивает надежные, легкочитаемые и точные показания температуры замерзания и плотности гликоля (антифриза).
Необходимо измерять температуру замерзания, если в систему охлаждения доливали охлаждающую жидкость.
Обычный срок эксплуатации ОЖ - два года при регулярной смене ингибиторного патрона. Если в системе охлаждения наличие ингибиторного патрона не предусмотрено, то охлаждающую жидкость меняют каждый год с промывкой системы охлаждения.
Ингибиторный патрон представляет собой фильтр с таблеткой, которая растворяется, и в антифриз поступают разные добавки, обновляющие его свойства. Ингибиторный патрон с ДГ можно снимать не боясь пролива антифриза, так как на ДГ стоит клапан, который необходимо перекрыть (двигатель серии 1300) и антифриз не проливается. Патрон можно менять на работающем двигателе.
Ингибиторный патрон можно снимать прямо с работающего двигателя. При этом при съеме патрона клапан перекрывается и открывается байпас для прохождения охлаждающей жидкости. Двигатель нормально работает без ингибиторного патрона. На место старого патрона устанавливают новый.
Ингибиторные патроны отличаются между собой продолжительностью непрерывной работы на двигателе дизель-генератора. Они есть трех типов и отличаются между собой количеством заложенных в них добавок:
1. Ингибиторный патрон номер P/N 901-402 по каталогу производителя.
Рассчитан на 2 месяца непрерывной работы дизель-генератора. Через 2 месяца подлежит замене.
2. Ингибиторный патрон номер P/N 901-404.
Рассчитан на 4 месяца непрерывной работы дизель-генератора. Через 4 месяца подлежит замене.
3. Ингибиторный патрон номер P/N 901-406.
Рассчитан на 6 месяцев непрерывной работы дизель-генератора. Через 6 месяцев подлежит замене.
Если дизельная станция стоит в дежурном режиме, то ингибиторный патрон меняется при каждой смене масла (это минимум, раз в полгода).
4. ЗАМЕНА АНТИФРИЗА В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ.
Обслуживание системы охлаждения современного двигателя, заправленной антифризом, многие специалисты сводят лишь к подтяжке хомутов на шлангах, забывая периодически его заменять. Вспомнив же, гадают — промывать систему или нет? А если да, как и чем?
4.1. Основные причины замены антифриза.
- Старение ОЖ.
При эксплуатации охлаждающая жидкость "стареет" - концентрация присадок в ней снижается, теплоотдача уменьшается, а незащищенные металлы интенсивно корродируют под воздействием разложившихся присадок. В основном они расходуются на борьбу с коррозией. Старая жидкость сильнее пенится, следовательно, хуже передает тепло, а значит, двигатель может перегреваться.
Если на внутренней горловине расширительного бачка образовалась желеобразная масса, или виден осадок, или при небольшом морозе в нем заметно помутнение (как легкое облачко) - ОЖ нужно сменить при первой же возможности. Рекомендуется заменить антифриз на старом ДГУ.
Длительность хранения антифриза (иногда до пяти лет) назначает изготовитель, а срок службы (в зависимости от типа антифриза) — производитель двигателей.
Когда антифриз еще не стал рыже-бурым, при его замене достаточно один раз промыть систему чистой водой.
Цвет свежей охлаждающей жидкости определяется красителем, который не имеет отношения к ее качественным свойствам. Он может быть любым: синим, розовым, зеленым, оранжевым и т.д. При использовании некачественных охлаждающих жидкостей или их старения их цвет в процессе эксплуатации может стать рыже-бурым.
Когда антифриз в радиаторе стал рыже-бурым, то это говорит о том, что в системе охлаждения пошел процесс разложения антифриза, что детали системы охлаждения интенсивно подвергаются коррозии и система охлаждения нуждается в срочной замене антифриза с добавлением жидкости для промывки системы охлаждения, продающейся в автомагазинах. После промывки системы такой жидкостью систему охлаждения обязательно промыть водой, пригодной для питья.
Свежая охлаждающая жидкость не замерзает при низких температурах, не воспламеняется, не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя, не пенится, не воздействует на материалы системы охлаждения, стабильна при эксплуатации и хранении, имеют высокую теплопроводность и теплоемкость.
Разные охлаждающие жидкости на базе МЭГ не совместимы друг с другом по имеющимся присадкам. Ни одного продукта полностью или частично совместимого со всеми остальными нет. Поэтому подливать охлаждающую жидкость разного типа в один и тот же двигатель запрещено! При замене в двигателе имеющейся охлаждающей жидкости жидкостью другого типа систему охлаждения необходимо промыть. Методика промывки описана ниже.
Если в систему охлаждения добавлялась вода и концентрация охлаждающей жидкости неизвестна или залита жидкость сомнительного качества, следует заменить ее во избежание лишних расходов и неудобств, связанных с ремонтом двигателя.
Иногда, например, при попадании в систему охлаждения выхлопных газов (через неисправную прокладку головки блока) или воздуха (в местах утечки), жидкость стареет раньше срока. Если на внутренней поверхности расширительного бачка образуется желеобразная масса, при легком морозе (до минус 15°С) антифриз становится кашицеобразным, в нем выпадает осадок, температура его на указателе температуры стремится к значению 1000С и более и часто срабатывает датчик температуры ОЖ, жидкость нужно заменить при первой же возможности.
- Смешивание неподготовленной воды (см. справку) с охлаждающей жидкостью, а также несовместимых марок жидкостей.
В безвыходных ситуациях, например при срочном самостоятельном ремонте (замене шлангов, помпы, термостата и т.п.), в антифриз часто добавляют воду из первого попавшегося под руку источника. Это активизирует коррозию и вызывает образование взвеси (нетвердого осадка). Эта взвесь ухудшает циркуляцию жидкости и может затруднить работу водяного насоса (помпы).
Чем больше добавлено такой воды, тем хуже. В ней обязательно есть различные соли, преимущественно кальция и магния, а в водопроводной, кроме того, — хлориды и сульфаты. Если в системе охлаждения оказалась только неподготовленная вода, через 4-6 месяцев эксплуатации (возможно, и раньше) на металлических поверхностях, как правило, в местах сильного нагрева образуется еще и накипь (твердый и прочный налет), плохо передающая тепло. Она снижает теплоотвод от тех частей системы, которые, наоборот, нужно особенно интенсивно охлаждать.
Кроме того, в одних местах накипь сужает проходное сечение каналов, а в других — коррозия их расширяет. Это нарушает равномерность теплопередачи, вызывая местные перегревы или переохлаждения. В результате не исключены коробление головки блока цилиндров, пробои ее прокладки, детонация двигателя и т.д.
Накипь и продукты коррозии можно удалить только специальными промывочными средствами (концентратами) — водными растворами слабых кислот (муравьиной, щавелевой или соляной) с добавлением ингибиторов коррозии. Промывать систему нужно в соответствии с указаниями их предприятия-изготовителя.
После чистки желательно удалить остатки моющего состава, промыв систему дистиллированной водой.
Очистить систему удается не всегда. Промывочный состав должен быть максимально эффективным. О его возможностях можно судить по рекомендациям изготовителя (на этикетке), отзывам знакомых или продавцов. Если после мойки системы симптомы загрязнения остались, нужно повторить процедуру с другим средством. Когда и это не помогло, как правило, приходится менять основной радиатор.
Поскольку в любом случае при сливе около 10% жидкости остается в системе, лучше ее промыть, удалив эти остатки. Иначе присадки свежего антифриза, взаимодействуя со старой охлаждающей жидкостью, начнут расходоваться раньше, а его ресурс будет меньше планируемого. Но если при плановой замене жидкости промывка желательна, то после слива смеси или воды — обязательна.
4.2. Процесс замены охлаждающей жидкости.
Перед заменой антифриза рекомендуется снять термостат и промыть систему чистой водой при работающем двигателе, чтобы обеспечить максимальную защиту и очистку всей охлаждающей системы. При сильном загрязнении использованной охлаждающей жидкости систему нужно промыть с использованием специальных средств для промывки системы охлаждения (например, Radiator Flush).
При замене антифриза необходимо полностью слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя, залить в двигатель дистиллированную или прокипяченную в течение 30 минут воду с добавлением жидкости для удаления накипи и дать поработать ему в течение 15-20 минут, пока не откроется термостат. Если антифриз в двигателе длительное время не менялся и двигатель в течение этого времени не промывался, охлаждающая жидкость стает прозрачной, как слеза, или рыже-бурой, хотя в антифриз добавляют красители и он должен иметь какой-то цвет (красный, зеленый, желтый и т.д.). Как правило, рыже-бурый цвет охлаждающая жидкость приобретает тогда, когда пошла коррозия деталей системы охлаждения и присадки потеряли свои свойства. Прозрачной охлаждающая жидкость становится тогда, когда двигатель электростанции длительное время не работал и присадки выпали в осадок, а краситель обесцветился со временем. Это первый признак того, что антифриз давно не менялся, присадки потеряли свои свойства и выпали в осадок, который забивает проходные каналы для антифриза в системе охлаждения двигателя, тем самым нарушая теплообмен в двигателе. Этот осадок со временем затвердевает и растворить его тяжело. Такому двигателю необходимо будет поработать 60 – 80 минут, если не несколько часов. За качеством промывки системы можно следить по указателю температуры. Если осадки растворились, то рабочая температура двигателя падает и держится около 800С на холостом ходу, что говорит о том, что система охлаждения промыта и начинает эффективно работать.
После промывки двигателя слить промывочный раствор и еще раз залить в двигатель чистой дистиллированной воды, после чего его необходимо завести и 10 минут дать поработать, а потом промывочную воду слить, только после этого можно заливать новую охлаждающую жидкость.
Есть еще одна причина для соблюдения технологии замены охлаждающей жидкости: накипь на стенках системы охлаждения повышает расход топлива на 10%.
Покупать охлаждающую жидкость лучше в специализированных магазинах. Канистра должна быть хорошего качества с фирменной этикеткой и герметичной пробкой. Если канистра "течет" или "шипит", лучше ее не брать. Надписи и штрих коды на этикетке должны быть четкими, информация полная: название фирмы-изготовителя, ее адрес, телефон, инструкция по применению антифриза, его физико-химические свойства, срок хранения, номер партии с датой изготовления. Мутную жидкость, тем более с осадком, лучше не покупать.
5. Признаки внутреннего загрязнения системы охлаждения.
Когда снаружи двигатель и радиатор чистые, водяной насос, термостат и вентилятор с приводными ремнями исправны, то признаки внутреннего загрязнения системы охлаждения следующие:
- стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости стремится к 1000С.
- жидкость в системе охлаждения при работе двигателя закипает, постоянно срабатывает датчик температуры.
Как правило, в двигателях серии 2300 термостат начинает открываться при температуре ОЖ 880С и полностью открывается при температуре 980С. При этом вся охлаждающая жидкость устремляется по большому контуру охлаждения двигателя. При загрязненной системе охлаждения температура охлаждающей жидкости продолжает расти дальше до 105±20С, после которой должен сработать контактный датчик температуры и станция остановится аварийно по перегреву двигателя. Если температура охлаждающей жидкости стала подниматься выше 105±20С и не остановилась аварийно, то это явно неисправен контактный датчик температуры и требуется его замена.
Для быстрого прогрева станции необходимо к ней подключить теновую нагрузку 20-30% от максимальной мощности.
При достижении температуры антифриза 950С теновую нагрузку необходимо отключить, дав поработать вентиляторам нагрузки для ее охлаждения, и следить за температурой охлаждающей жидкости ДГУ при работе его на холостом ходу. Это необходимо для того, чтобы, если исправен контактный датчик температуры и станция остановится аварийно, не сгорела теновая нагрузка от высокой температуры тенов.
При работе аварийной станции, особенно с набросом нагрузки, необходимо постоянно контролировать ее параметры во избежание непредвиденных обстоятельств.
6. Порядок промывки системы охлаждения двигателя.
- снять крышку расширительного бачка, иначе антифриз будет сливаться медленнее и неполностью;
В пробке расширительного бачка есть клапан, стравливающий лишнюю охлаждающую жидкость и воздух в системе при повышении давления в ней на 0,5 кгс/см2 относительно атмосферного при нагреве антифриза, который расширяется. Клапан расположен в пробке радиатора.
- слить "старую" жидкость;
Как правило, на радиаторе установлен шаровый кран для слива охлаждающей жидкости с радиатора. На блоке цилиндров двигателя предусмотрены отверстия, закрытые резьбовыми пробками, или же в него вкручены штуцеры для подключения электрических подогревателей охлаждающей жидкости, которые подогревают ее, когда дизель-генератор стоит в дежурном режиме. На подогреватели охлаждающая жидкость поступает по резиновым шлангам высокого давления. Для слива жидкости с радиатора открывают шаровый кран и ее сливают в емкость. Потом снимают шланги с нижних патрубков подогревателей охлаждающей жидкости и сливают ее с блока цилиндров. Потом отработанную охлаждающую жидкость утилизируют.
Не надо забывать о том, что охлаждающая жидкость ядовита и после работы с ней необходимо обильно промыть участки тела, на которые эта жидкость попала, а также постирать спецодежду.
Когда двигатель горячий сливать жидкость надо осторожно, чтобы не обжечься.
- обратно ввернуть пробки сливных отверстий или закрепить снятые шланги, закрыть сливной кран;
- залить в систему моющую жидкость, приготовленную в соответствии с инструкцией, изложенной на этикетке банки концентрированного очистителя системы охлаждения;
Чтобы воздух из каналов успевал выходить и не образовались воздушные пробки, жидкость заливать нужно тонкой струйкой. При заполнении системы включают двигатель, при этом пробку расширительного бачка радиатора не устанавливают. Через нее будет выходить воздух из системы охлаждения. Двигатель работает 2-3 мин, потом его отключают. При этом слышно, как выходит воздух из системы. И так включают – выключают двигатель несколько раз, пока выход воздуха не прекратится. По возможности, необходимо для дополнительного удаления воздуха "прокачать" шланги, подходящие к радиатору от двигателя, несколько раз сжав их руками.
- запустить двигатель, если пузыри воздуха не выходят в расширительный бачок (или горловину радиатора), закрыть его пробку, прогреть мотор до рабочей температуры (чтобы открылся клапан термостата, а жидкость циркулировала по всей системе) и дать ему поработать 20-60 мин., в зависимости от загрязнения;
Открытие клапана термостата можно определить на ощупь — шланг, подводящий охлаждающую жидкость от термостата к радиатору, станет горячим. Температура антифриза контролируется по указателю температуры. Чем грязнее была слитая охлаждающая жидкость (цвет рыже-бурый или совсем прозрачная) или дольше эксплуатировали мотор "на воде", тем больше времени нужно для промывки системы.
• заглушить мотор, слить промывочную жидкость, промыть систему водой и залить свежий антифриз. При этом действовать, как при первоначальном заполнении системы.
Наша справка.
Содержание солей (магния и кальция) в воде характеризует ее жесткость. Чем она больше, тем быстрее растет накипь в системе охлаждения двигателя.
Очень мягкая вода (атмосферная — дождевая и снеговая) накипи не дает, Мягкая вода (поверхностная — речная и озерная в средней полосе России) — образует ее медленно, а жесткая и очень жесткая (грунтовая — родниковая, колодезная, артезианская) — быстро.
Для компенсации естественного снижения уровня антифриза (при испарении) и промывки систем охлаждения пригодна мягкая или дистиллированная (без железа и хлоридов), а также деионизированная (дистиллированная, прошедшая дополнительную обработку через разного рода фильтры, еще и без кальция и магния) вода. В крайнем случае, можно применить водопроводную, прокипятив ее примерно 30 мин, чтобы уменьшить содержание солей (смягчить).
7. Аварийное предупреждение о перегреве двигателя.
При температуре охлаждающей жидкости выше 960С сработает система защиты двигателя по перегреву и на некоторых панелях управления (в частности, 4001E) высветится предупреждение о перегреве двигателя. При температуре охлаждающей жидкости 105±20С сработает аварийный контактный датчик температуры и двигатель остановится по перегреву. В такой ситуации необходимо выяснить причину повышения температуры охлаждающей жидкости и устранить неисправность.
8. Применение герметика для устранения мелких течей системы охлаждения двигателей.
Часто в литературе по ремонту двигателей внутреннего сгорания вспоминают герметики, которые засыпаются в радиатор и при работе двигателя ДГУ все течи системы охлаждения закупориваются этим герметиком. Но на практике известно, что такой герметик загрязняет систему, когда в борьбе с мелкими течами (или одной, но в труднодоступном месте) забывают о рекомендованной изготовителем дозе. Ее увеличивают, но засыпанный сверх меры герметик, подобно накипи, ухудшает теплообмен в основном радиаторе и снижает эффективность теплообменников, установленных на некоторых ДГУ для охлаждения масла.
Кроме того, герметик может отрицательно влиять на жидкость, уменьшая срок ее эксплуатации. Поэтому целесообразно чаще контролировать состояние ОЖ, чтобы вовремя заметить признаки старения.
В очищенной от герметика системе часто возобновляются течи жидкости, поэтому нужно быть готовым к их устранению — вплоть до ремонта и замены узлов.
Герметик для борьбы с течами лучше не использовать.
//www.cons-systems.ru/
С.А. Филин, 2015 г.