Внедрение облачных сервисов
Хотелось бы обратиться к такой абстракции, как трансформация бизнес-процессов при внедрении облачных сервисов, одним из проявлений которой становится упрощение работы конечных пользователей. Степень этой трансформации зависит, конечно, и от конкретных облачных сервисов, и от состояния бизнес-процессов компании, желающей эти сервисы внедрить. Если обобщить полученные отзывы участников рынка, то можно выделить несколько типичных случаев из практики облачной трансформации бизнеса:
1. Внедрение IaaS*-сервисов, скорее всего, сильно повлияет на работу и бизнес-процессы ИТ-отдела компании, тогда как сотрудники других подразделений могут вовсе не заметить перехода в IaaS-облако (при условии, что доступность и производительность нужных им для работы приложений как минимум не ухудшатся). И хотя в ИТ-департаментах работают, как правило, не чуждые новым технологиям люди, трансформация их бизнес-процессов не всегда проходит гладко. Переход от автономной корпоративной ИТ-инфраструктуры к получению ресурсов из IaaS-облака может привести к полной ликвидации старых бизнес-процессов ИТ-отделов, что может понравиться не всем ИТ-директорам.
Однако многие участники рынка считают, что облака не уменьшают, а просто изменяют роль ИТ-отдела в компании, хотя количественный состав его, конечно, может сократиться. Понятно, что в крупной компании, использующей в работе десятки и сотни приложений, ИТ-отдел будет существовать даже при полном переходе в облака. Просто ИТ-специалисты будут заниматься не обслуживанием серверов и СХД, не установкой и обновлением ПО, а подбором пакетов облачных сервисов для разных подразделений компании, их настройкой, интеграцией в имеющуюся ИТ-среду, взаимодействием с облачными провайдерами, варьированием потребления ИТ-ресурсов в зависимости от нагрузки и т.п. Да и полного перехода в облако в крупных компаниях обычно не бывает, а организация работы гибридных облачных сред – задача, вполне достойная CIO новой формации. Кстати, облачные провайдеры со своей стороны уже немало сделали для упрощения взаимодействия с клиентами в части IaaS-сервисов: у многих на сайтах есть и онлайн-конструкторы облака, и готовые конфигурации процессоров, оперативной и дисковой памяти и т.п. То есть новые бизнес-процессы, определяемые жизнью в облачной среде, будут максимально просты.
2. Внедрение SaaS**-сервисов в общем случае касается не только ИТ-отделов, но и бизнес-подразделений компании, где уровень ИТ-подготовки пользователей и их готовность что-либо менять в своей работе зачастую не очень высоки. Поэтому спровоцированная SaaS-облаками трансформация бизнес-процессов может оказаться для компании весьма чувствительной. Но это не означает, что эта трансформация усложнит работу пользователей – просто надо дать им пару недель на привыкание.
Частный случай внедрения массовых SaaS-сервисов нередко обходится вообще без заметных трансформаций. Такие облачные приложения, как электронная почта, программы бухгалтерского и кадрового учета, офисные пакеты, CRM-системы, применимы практически в любой компании. Разработчики и провайдеры этих облачных приложений уже давно знают своих пользователей, их образовательный уровень, способности и возможности, поэтому все популярные решения подобного рода имеют интуитивно понятный интерфейс и не требуют для использования специальных инструкций по эксплуатации.
Воздействие же массовых облачных сервисов на бизнес-процессы компании зависит от того, в каком состоянии эта компания пребывала до появления у ее руководства идеи перехода в облака. В принципе все массовые приложения имели автономные версии или аналоги в дооблачную эру, и за время своего существования их функциональные возможности и пользовательский интерфейс уже прошли естественный отбор, в том числе и с точки зрения соответствия стандартам ведения бизнеса и лучшим бизнес-практикам. Поэтому они обычно не требуют никаких изменений бизнес-процессов, если только внедряющая их компания не использовала ранее какую-то экзотическую почтовую программу и не вела бухучет на бумаге. В идеале, и это признают все опрошенные компании, конечные пользователи вообще не должны замечать перехода в облако. И такие идеальные случаи совсем не единичны (бывает, что руководство компании даже специально ставит подобную задачу перед ИТ-отделом).
Еще менее проблематичным обычно является внедрение SaaS-сервисов в небольших и начинающих компаниях. Разработчики и провайдеры таких решений, как правило, особо подчеркивают, что предлагаемое приложение «Х» специально создано для SMB-компаний, хорошо заточено под их потребности, не требует никаких изменений бизнес-процессов (либо упрощает работу), а с его внедрением заказчик легко справится самостоятельно. Для стартапов ситуация вообще выглядит идеальной: они могут создать бизнес с нуля, пользуясь только облачными сервисами, и сразу выстраивать правильные бизнес-процессы.
Иная ситуация с внедрением облачных решений всех типов в крупных компаниях. У них обычно уже накоплено немало ИТ-оборудования и «тяжелых» приложений, работающих зачастую на разных платформах. Расстаться в одночасье со всем этим хозяйством невозможно, и переход в облако обычно получается поэтапным и не всегда простым. Правда, вендоры предлагают разные решения для миграции в облако, призванные обеспечить совместимость облачных и необлачных частей корпоративной ИС и сгладить ухабы переходного процесса. Компании большого бизнеса всегда кичились своей уникальностью и особенностью. Проекты информатизации их деятельности, над которыми подолгу работали (и работают сейчас) крупные системные интеграторы, тоже всегда были уникальными.
Облака начинают менять эту практику: скорость внедрения облачных решений в крупных компаниях, несмотря на уникальность каждого проекта, намного выше, чем традиционных – речь уже идет не о многих месяцах, а о двух-трех неделях. Но незаметных для пользователя внедрений здесь ожидать не приходится. В годы всеобщего экстенсивного роста «уникальные» крупные компании не слишком заботились о внедрении лучших бизнес-практик, а нынешний кризис заставляет их заняться и облачными решениями, и приведением бизнес-процессов к стандартному виду. Для них степень облачной трансформации бизнеса зависит от степени начальной «уникальности». Количество здесь переходит в качество: если в компании используются десятки (а то и сотни) приложений, то суммирование даже небольших изменений в бизнес-процессах, которые потребуются при переходе на облачные аналоги этих приложений, приведет в результате к серьезной трансформации бизнеса.
* IaaS — это Infrastructure as a Service, то есть инфраструктура как услуга. К инфраструктуре относят вычислительные ресурсы: виртуальные серверы, хранилища, сети. Это что-то вроде виртуальных «компьютеров», на которые можно установить что угодно: операционную систему, программное обеспечение, приложения.
** SaaS — это Software as a Service, программное обеспечение как сервис. IaaS и PaaS*** для SaaS-сервисов могут выступать как инфраструктура и среды разработки и развертывания: разработчики программного обеспечения используют облачные мощности, чтобы разрабатывать, запускать и хранить SaaS-приложения, обеспечивать к ним доступ пользователям.
*** PaaS — это Platform as a Service, платформа как услуга. Ключевое отличие PaaS от IaaS в том, что здесь у вас есть определенные инструменты, например: система управления базами данных, среда машинного обучения или обработки big data, промышленный IoT. Их нужно настроить под потребности компании, но не надо строить с нуля. Это позволяет экономить время разработчиков — например, им не нужно возиться с разработкой базы данных, можно просто загрузить в нее информацию и работать.