Эксплуатация ДГУ производства F.G.Wilson.
Эксплуатация дизель-генератора должна осуществляться специально обученным персоналом (или по договору с организацией, имеющей допуски на выполнение соответствующих работ) и в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Для каждого вида технического обслуживания и ремонта должны быть определены сроки с учетом документации завода-изготовителя.
Оперативное обслуживание осуществляется оперативно-ремонтным персоналом, имеющим соответствующую квалификационную группу по электробезопасности. Обслуживающий персонал в целях обеспечения надежной и экономичной эксплуатации электроустановок проводит проверку состояния, профилактические испытания и ремонт электроустановок в объеме и в сроки, установленные ПТЭ и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.
Большинство несчастных случаев при эксплуатации дизель-генератора, техническом обслуживании и ремонте происходят из-за несоблюдения основных правил техники безопасности или мер предосторожности. Часто несчастного случая можно избежать, распознав потенциально опасную ситуацию заранее.
Для обеспечения безопасных условий труда к обслуживанию ДГУ допускается персонал, изучивший материальную часть, ее электрические схемы, эксплуатационные инструкции на составные части, заводские руководства по эксплуатации устройств, прошедший обучение мерам противопожарной безопасности.
Проведение работ по инсталляции, пусконаладке, обслуживанию и ремонту устройств системы гарантированного электроснабжения персоналом, не прошедшим соответствующей подготовки запрещается.
В процессе эксплуатации в помещениях устройств нахождение посторонних лиц не допускается.
В помещениях должна быть вывешена табличка с указанием фамилии и должности лица, ответственного за пожарную безопасность помещения.
Персонал, обслуживающий систему гарантированного электроснабжения (СГЭ) должен регулярно проводить осмотр оборудования, проверять правильность режима работы, нагрев агрегатов, а также готовность к применению средств пожаротушения.
Ко всем входам (выходам) должен быть обеспечен свободный доступ. Подходы к щиткам управления, системам автоматического пожаротушения и огнетушителям, должны всегда быть свободными.
Не допускается работа ДГУ:
При температуре окружающего воздуха ниже минус 8 град С и выше плюс 50 град С, относительной влажности воздуха более 98%;
При температуре охлаждающей жидкости более 105 град С , плюс-минус 2 град С;
При давлении масла в двигателе ДГУ - менее 1,55 Бар и более 6 Бар;
При скорости вращения двигателя ДГУ (двигатель идет в «разнос») более 1650 об/мин и менее 1350 об/мин.
Запрещается:
Использование некондиционных: масла, топлива, охлаждающей жидкости, смазок, сменных элементов и запчастей
Эксплуатация при вылете искр из коллектора эксплуатация ДГУ до устранения дефекта.
Перегрузка дизель-генераторной установки.
Забота ДГУ без предварительного заземления.
Вливать в цилиндры и клапаны легковоспламеняющиеся жидкости для облегчения пуска двигателя.
Заправлять топливный бак во время работы агрегата, а также при неостывшем двигателе и выхлопной трубе.
Разогревать в помещении трубопроводы, арматуру и оборудование с применением открытого огня (паяльных ламп, факелов и т.п.).
Допускать скопление конденсата в отстойниках выхлопного тракта. Во избежание скопления конденсата в выхлопных трактах запрещается длительная работа с недогрузом.
Проводить ремонтные работ без отсоединения зажимов аккумуляторной батареи.
Применять неисправные осветительные приборы.
Разводить открытый огонь для нужд подогрева внутри контейнера или в непосредственной близости от него.
Хранить промасленную ветошь в контейнере станции.
Допускать выход горячих газов через места соединений выхлопных труб.
Курить в помещении ДГУ.
Применять открытый огонь для освещения рабочих мест.
Использовать противопожарный инвентарь не по назначению.
Устанавливать в направлении выхода выхлопных газов пожароопасные предметы.
Осуществлять уборку помещения ДГУ с применением горюче-смазочных материалов.
Сушить спецодежду на нагретых частях оборудования.
Эксплуатация без наличия первичных средств пожаротушения.
Допускать искрение аккумуляторных батарей.
При отказе автоматики ДГУ двигатель должен быть немедленно остановлен кнопкой «Аварийный останов двигателя» в следующих случаях:
Появления прогрессирующих стуков и шумов в цилиндрах или подшипниках.
Появления дыма из подшипников или картера, а также запаха горелого масла.
Прекращения питания водой системы охлаждения или появления пара в выхлопной трубе системы охлаждения.
Выхода из строя регулятора частоты вращения и появления помпажа.
Появления хлопков в глушителе.
Отсутствия или некачественной смазки трущихся частей или механизмов.
Разрыва топливопроводов у агрегата.
Пожара в помещении, угрожающего агрегату или персоналу.
Помещение ДГУ должно содержаться в чистоте. Случайно разлитые горючее, смазку следует немедленно вытереть. Обтирочные материалы необходимо хранить в закрытых металлических ящиках, а в конце рабочего дня выносить за пределы помещения ДГУ.
Подача топлива из резервуаров в расходные баки должна осуществляться с помощью ручных насосов или насосов с электроприводом.
После окончания работ в помещении ДГУ необходимо:
Проверить выключение всех источников питания.
Проверить закрытие заливной горловины герметичными крышками топливной емкости.
Проверить установку оборудования для работы в автоматическом режиме.
Осмотреть помещение на предмет наличия разлившегося топлива и горюче-смазочных материалов.
Выключить освещение.
При возгорании в помещении ДГУ:
Прекратить все работы.
При необходимости отключить все источники электроэнергии.
Аварийно остановить дизель-генератор.
Принять по возможности меры по эвакуации работающих в помещении ДГУ специалистов.
Принять по возможности меры к тушению пожара.
Если возникнут непредвиденные прочие опасности, то тогда работу СГЭ необходимо незамедлительно прекратить и проинформировать соответствующего руководителя. После этого он примет дальнейшее решение и сделает все необходимые распоряжения для устранения возникшей опасности.
При несчастных случаях, с получением травм персоналом, нужно незамедлительно провести необходимые мероприятия по оказанию первой помощи, затребовать медицинскую помощь и уведомить ближайшего руководителя. В случае необходимости энергоблок нужно вывести из эксплуатации, воспользовавшись экстренным отключением.
В случае получение ожогов пострадавшие участки кожи необходимо незамедлительно и на длительный период времени охладить!
Огонь на загоревшихся людях необходимо незамедлительно погасить, используя подходящие средства гашения пламени!
Если загорится одежда, ни в коем случае не убегайте! Незамедлительно падайте на землю и, катаясь туда-сюда, полностью погасите пламя.
o PowerWizard получает сигнал запуска двигателя. Это может быть один из трех сигналов:
o Оператора нажимает кнопку ПУСК.
o Система управления находится в режиме “AUTO” [“АВТО”] и становиться активным входной сигнал дистанционного запуска (IC).
o PowerWizard проверяет систему перед началом процедуры прокрутки. PowerWizard проверяет систему на наличие сбоев.
o PowerWizard проверяет, чтобы все предыдущие сигналы отключения из-за неисправности были сброшены.
o PowerWizard также проверяет, не работает ли уже двигатель.
o PowerWizard начинает процедуру прокрутки.
o PowerWizard проводит циклическую прокрутку двигателя до момента завершения заданного интервала прокрутки либо до запуска двигателя.
o PowerWizard снимает питание с пускового реле двигателя, когда скорость двигателя достигает заданного значения скорости окончания прокрутки.
• Желтый предупреждающий индикатор - мигающая желтая лампочка указывает на наличие неподтвержденных активных неисправностей. Постоянно горящая лампочка указывает на наличие подтвержденных активных повреждений.
• При наличии активных предупреждений, индикация желтой лампочки меняется с мигающей на постоянную после нажатия клавиши подтверждения/выключения сигнализации.
• При отсутствии активных предупреждений, желтая лампочка выключается после нажатия клавиши подтверждения/выключения сигнализации, чем снимается авария и ДЭС готова к запуску.
• Красный индикатор аварийного выключения двигателя – мигающий красный индикатор указывает на наличие неподтвержденных активных неисправностей, приводящих к аварийной остановке двигателя. Необходимо нажать кнопку сброса аварии.
• Постоянно горящий индикатор указывает на наличие подтвержденных активных неисправностей (была нажата кнопка сброса аварии). Неисправности отмечены в журнале аварий и их необходимо устранить.
• При отсутствии каких-либо активных неисправностей красная лампочка гаснет при нажатии кнопки сброса аварий.
o PowerWizard получает сигнал останова двигателя. Это может быть один из трех сигналов:
o Оператора нажимает кнопку СТОП.
o Система управления находится в режиме “AUTO” [“АВТО”] и становиться неактивным входной сигнал дистанционного запуска (IC).
o Оператор нажимает кнопку АВТО и команда останова пересылается по каналу передачи данных RS-485 SCADA.
o После получения сигнала останова система PowerWizard проверяет систему на наличие системных сбоев.
o PowerWizard начинает процедуру охлаждения. Чтобы пропустить интервал охлаждения, нажмите и удерживайте кнопку СТОП. На экране появится сообщение: “PRESS ENTER TO BYPASS” [“Нажмите Ввод, чтобы пропустить”], “PRESS ESCAPE TO CONTINUE” [“Нажмите Выход, чтобы продолжить”]. Чтобы пропустить процедуру охлаждения, нажмите кнопку Ввод, чтобы продолжить ее – нажмите кнопку Выход.
o По окончании интервала охлаждения PowerWizard останавливает двигатель путем прекращения подачи топлива.
Примерный регламент ежеквартального технического обслуживания резервной дизель - генераторной установки (при пренебрежительно малой наработке с поквартальным объемом выполняемых работ)
Операция |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Проверка состояния ремня привода вентилятора и его нормированного натяжения. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проверка выхлопной системы на утечку газов через не плотности. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проверка состояния топливоподкачивающего насоса. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проверка состояния и работы низковольтного (24В) генератора заряда аккумуляторных батарей. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проверка состояния и натяжения ремня привода низковольтного (24В) генератора. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Смазка подшипников шкива вентилятора. |
+ |
+ |
|
+ |
Проверка состояния всех шкивов и водяного насоса системы охлаждения. |
+ |
+ |
|
+ |
Замена масла в системе смазки двигателя. |
|
+ |
|
|
Замена фильтрующих элементов масляных фильтров. |
|
+ |
|
|
Замена фильтрующих элементов топливной системы. |
|
+ |
|
|
Замена фильтрующих элементов воздушных фильтров. |
|
+ |
|
|
Регулировка тепловых зазоров впускных и выпускных клапанов (0,4 мм для всех клапанов). |
|
+ |
|
|
Ревизия состояния и нормированной затяжки головки (головок) блока цилиндров. |
|
+ |
|
|
Проверка нормированной затяжки всего крепежа. |
|
+ |
|
|
Очистка магнитного датчика электронного регулятора скорости и проверка величины напряжения на нем при номинальной частоте. |
|
|
+ |
|
Проверка срабатывания выключателей и сигнализаций аварийной защиты агрегата. |
|
|
+ |
|
Проверка правильности показаний измерительных приборов пульта управления с помощью контрольных приборов. |
|
|
+ |
|
Проверка работы статического зарядного устройства. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проверка работы электронного регулятора скорости вращения двигателя при сбросах и набросах нагрузки. |
|
|
+ |
|
Проверка работы интерфейсного модуля панели управления. |
|
|
+ |
|
Проверка работы подогревателей антифриза, генератора и контейнера ДГУ. |
|
|
+ |
|
Проверка работы выпрямителя и AVR генератора, регулировка AVR при необходимости. |
|
|
+ |
|
Замена антифриза в системе охлаждения двигателя. |
|
|
+ |
|
Обслуживание силовых распределительных шкафов. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Заправка электростанции топливом.
МОТОРНЫЕ МАСЛА
Для обеспечения долговечности и надежного пуска двигателя необходимо использовать масла, соответствующие по уровню эксплуатационных свойств его конструкции, а по вязкости — температурам окружающей среды.
Вязкость — свойство масла, связанное с внутренним трением между его слоями. Она уменьшается с ростом температуры масла и наоборот. Диапазон рабочих температур всесезонных моторных масел составляет от -35°С (холодный пуск зимой) до +15°-180°С (температура масла в поддоне картера двигателя летом при его работе с полной нагрузкой), что приводит к изменению вязкости в сотни раз. Если она будет слишком низкой при высоких температурах, прочность масляной пленки между трущимися поверхностями и давление в системе смазки будут недостаточными. Это приведет к увеличению износа пар трения. Чрезмерно высокая вязкость при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не прокрутит коленвал, будет невозможен пуск двигателя. Возможно также масляное "голодание" на первых минутах его работы из-за того, что масло не будет прокачиваться по системе смазки.
Температура масла в двигателе зависит от температуры окружающего воздуха и конструкции ДВС. Чем теплее на улице, тем больше оно нагрето, несмотря на то, что температура охлаждающей жидкости в двигателе поддерживается в определенных пределах.
В связи с вышеперечисленным масла разбиты на классы по вязкости (см. ниже), для каждого из которых рекомендуются определенные температурные диапазоны применения, несколько различающиеся для разных моделей двигателей.
Зимние масла обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах. Они не обеспечивают надежного смазывания двигателя в летних условиях эксплуатации.
Летние масла благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостными свойствами зимних, а при высоких — летних масел. Для достижения таких вязкостно-температурных характеристик маловязкие масла загущают специальными присадками, позволяющими им меньше "разжижаться" при высоких и "густеть" при низких температурах. Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными, так как нет необходимости заменять их при наступлении другого сезона. Кроме того эти масла могут обладать энергосберегающими свойствами.
Эксплуатационные свойства (их уровень) определяют возможную область применения масла (тип и степень форсирования двигателя). К ним относятся: противоизносные, моюще-диспергирующие, антиокислительные, антикоррозионные и энергосберегающие и другие свойства.
Вид масла зависит от его основы (базового масла), в которую вводятся пакеты присадок для улучшения эксплуатационных свойств. В качестве базовых масел используются минеральные (полученные переработкой нефти), синтетические (полученные путем органического синтеза природного газа), а также их смесь. Соответственно моторные масла подразделяются на минеральные (Mineral), синтетические (Fully Synthetic) и частично синтетические (Semi Synthetic) — в обиходе полусинтетические. Минеральные имеют невысокую стоимость при приемлемых эксплуатационных качествах, но относительно узкий температурный диапазон применения. Большую стоимость "синтетики" определяет сложность технологических процессов его изготовления, но этот вид масла обладает лучшими свойствами, прежде всего малым изменением вязкости от температуры. Частично синтетические масла являются компромиссом между названными выше видами, имея лучшие свойства, чем минеральные, при более низкой цене, чем "синтетика".
Классификация моторных масел.
А) Классификация моторных масел по ГОСТу 17479.1-85
Разделяет масла на классы по вязкости и группы по назначению и уровню эксплуатационных свойств.
По вязкости ГОСТ подразделяет масла на следующие классы:
Летние - 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 (цифра указывает вязкость масла в мм2/с: чем она больше, тем выше вязкость);
Зимние — 4, 5, 6;
Всесезонные — имеют двойное обозначение: первая цифра указывает на зимний класс, которому соответствуют низкотемпературные характеристики масла, вторая — на летний: 33/8, 43/6, 43/8, 43/10, 53/Ю, 53/12 (буква "з" рядом с цифрой указывает на то, что масло загущено присадками). Группы по эксплуатационным свойствам обозначаются буквами русского алфавита от А до Е (свойства масел улучшаются от А к Е) с индексами: 1 — для бензиновых двигателей, 2 — для дизелей. Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей. Если указаны две буквы, то численный индекс первой указывает на тип двигателя, в котором предпочтительнее использовать масло.
Пример обозначения моторного масла по ГОСТу : М-63/12-Е1Д2.
Б) Классификация SAE.
Классификация по SAE определяет применение масла в двигателе внутреннего сгорания с учетом температуры наружного воздуха.
Классификация SAE J-300DEC99 Общества автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers) разделяет моторные масла по вязкости на 6 зимних и 5 летних классов. Зимние имеют в обозначении букву W (с англ. Winter — зима). Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость относящихся к нему масел.
Зимние классы: SAE OW, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W;
Летние классы: SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т. п.
Производители масел дают собственные рекомендации по температурным диапазонам применения различных вязкостных классов масел. Это связано с особенностями конструкции двигателей.
Буква W после цифры обозначает пригодность масла к эксплуатации в холодных условиях. Для масел данных классов кроме указанной в таблице минимальной вязкости при 100°С определяется также предельная температура перекачиваемости и вязкость при низких температурах. Для каждого класса SAE определена максимальная вязкость при своей температуре (см. приложенную таблицу). Измерение вязкости происходит на имитаторе холодного картера (устройство CCS). Предельная температура перекачиваемости, со своей стороны, показывает самую низкую температуру, при которой масляный насос двигателя может перекачивать масло в системе смазки. Данную температуру можно считать самой низкой температурой безопасного пуска двигателя.
Буквы "HTHS" в таблице расшифровываются как High Temperature High Share Rate, т.е. "высокая температура - высокая прочность на сдвиг". С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкости масла в экстремальных условиях при высокой температуре. Большинство имеющихся в продаже в настоящее время моторных масел имеет несколько диапазонов вязкости, т.е., отвечает требованиям к вязкости в определенном классе как при низкой, так и при высокой температуре.
Классификация по API определяет качество основы масла, насколько основа чиста от разного рода примесей, от чего зависит количество оставшегося нагара на деталях мотора при сгорании этого масла.
Классификация моторных масел API была создана и совершенствуется в сотрудничестве API (American Petroleum Institute), ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE. Она определяет пределы различных параметров (в частности, чистоты поршня, износа поршневых колец и т.д.) с помощью различных испытательных двигателей.
Классификация API (Американский институт нефти) подразделяет моторные масла на две категории:
S (Service) — для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов;
С (Commercial) — для дизелей коммерческих авто-1 транспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники, двигателей дизель-генераторов.
Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или С) указывает категорию масла, вторая (от А до L) — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств. Класс SL введен только в 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью.
Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, API SJ/CF.
Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) и должны обеспечивать экономию топлива не менее 0,9-2%.
Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (СО-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).
В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL, CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API, отмененных в США, следует использовать, если они допущены производителем автомобилей.
Классификация моторных масел API разделена на две группы:
1. Моторные масла для бензиновых двигателей.
Моторные масла для бензиновых двигателей, где действуют классы SE, SF, SG, SH и SJ.
SE Класс масел для бензиновых двигателей 1972-1980 гг. выпуска.
SF Моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых двигателей 1981-1988 гг. выпуска.
SG Масла данного класса обладают еще более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей начиная с 1989 г.
SH Этот класс был введен в 1993 г. Испытания и предельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более требовательная.
SJ Новый класс масел, введенный в 1996 г. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.
2. Моторные масла для дизельных двигателей.
Моторные масла для дизельных двигателей, где действуют классы СС, CD, СЕ, CF, CG и СН.
СС Класс масел для двигателей с легким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях.
CD Класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара.
СЕ Класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.
CF Класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей с турбонаддувом.
CF-2 Этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.
CF-4 Улучшенный класс масел, заменяющий класс СЕ.
CG-4 Класс масел, предназначенных для высоконагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта.
СН-4 Новый класс масел, предназначенных для тяжелого транспорта.
Г) Классификация АСЕА.
Европейская классификация АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей)
АСЕА - Ассоциация европейских производителе автомобилей - разработала классификацию моторных масел, которая лучше отвечает требованиям современны европейских автомобилей и условиям их эксплуатации. Она предъявляет более жесткие, чем API, требования к маслам. Классификация АСЕА разделена по типу двигателя на три основные группы: бензиновые двигатели, дизельные двигатели легковых автомобилей и дизельные двигатели тяжелого транспорта.
Содержит 12 классов и разделяет масло по трем категориям (см. таблицу).
А — для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-98, А2-96 и АЗ-98);
В — для дизелей легковых автомобилей (В1-98, В2-98, ВЗ-98 и В4-98);
Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е1-96, Е2-96, ЕЗ-96, Е4-99 и Е5-99).
Последние две цифры указывают год последнего утверждения класса.
Классы обозначаются следующим образом:
Бензиновые двигатели А1, А2 и АЗ
Дизели легковых автомобилей В1, В2, ВЗ и В4
Дизели тяжелого транспорта Е1, Е2, ЕЗ, Е4 и Е5
Цифра после буквы показывает уровень требований данном классе. Чем выше цифра, тем выше требования класса. Исключение составляют, однако, масла классе А1 и В1, которые позволяют сокращать расход топлива, обладают небольшой вязкостью.
Д) Классификация ССМС
Классификация ССМС - Комитета производителей автомобилей стран Общего рынка - была официально отменена в1996 г. и ее заменила новая классификация АСЕ Классификация ССМС еще встречается справочниках и рекомендациях по использованию масел для старых моделей автомобилей. Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей и пикапов, обозначены буквой G, а масла, предназначенные для дизельных двигателей - буквами PC. Моторные масла для дизельных двигателей тяжелого транспорта обозначены буквой D.
Характеристики масел.
Плотность и удельный вес
Плотность вещества - это соотношение его массы к объему (кг/м3).
Удельный вес - соотношение массы определенного объема вещества к массе соответствующего объема воды при 20°С. Плотность и удельный вес зависят от температуры.
Вязкость
Вязкость - это величина, которая характеризует текучесть жидкости. Вязкость зависит от температуры. Вязкостных единиц множество. Кинематическую вязкость в т.н. технической системе единиц измеряют в Стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт), а в системе СИ (м2/с) или (мм2/с). Когда величину кинематической вязкости умножают на показатель плотности масла в температуре измерения, получают динамическую вязкость, единицей которой в технической системе является Пуаз (П). В системе СИ динамическую вязкость измеряют в Паскаль-секундах (Пас) или (Нс/м2).
Индекс вязкости
Он характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем больше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла изменяется при колебании температуры.
Температура вспышки
При повышении температуры из масла выделяются пары, которые при поднесении открытого огня вспыхивают. Эта температура называется температурой вспышки, которую можно измерять либо в открытом (Cleveland), либо закрытом тигле (Pensky-Martens).
Температура застывания
Температура застывания - это самая низкая температура, при которой масло еще полностью не потеряло текучесть при наклонении пробирки, в которой его охладили. Температура застывания характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры, или кристаллизации парафина вместе с повышением вязкости в такой степени, что масло становится твердым.
Число нейтрализации
В зависимости от базовых масел и присадок, а также эксплуатационных условий, в результате окисления в смазочных маслах содержатся кислотные и/или щелочные продукты. Общее щелочное число (TBN) или общее кислотное число (TAN) анализируются в лабораторных условиях. Величина этих показателей характеризует количество тех щелочных/кислых продуктов, которое требуется для нейтрализации масла. Кислотное число измеряется в (мг КОН/г) (миллиграмм гидроокиси калия на грамм масла).
БАЗОВЫЕ МАСЛА.
Минеральные масла.
Хорошее минеральное масло является надежным сырьем смазочных масел. Оно обладает стабильными свойствами в частности стабильной растворимостью присадок эффективностью их действия, а также меньше изнашивает прокладки и сальники, особенно старого образца (т.н. сальниковые набивки). В нормальных эксплуатационных условиях смазочные свойства минеральных масел вполне достаточны при условии выбора подходящей вязкости. Однако, на базе минерального масла трудно, а иногда и невозможно разработать смазочный материал, обладающий отличными свойствами при низких температурах и в то же время сохраняющий достаточно высокие смазочные свойства и при высоких эксплуатационных температурах. Вырабатывается из нефтепродуктов.
Частично синтетические масла (полусинтетика).
Свойства минеральных масел можно улучшать заменой части минерального масла на синтетические компоненты. Таким образом, можно производить обладающие хорошими свойствами при низких температурах круглогодичные масла, которые трудно производить на базе одного только минерального масла. Основа – минеральное масло.
Синтетические масла.
С помощью синтетических базовых масел можно улучшить свойства смазочных материалов. Однако само по себе применение синтетического базового масла не всегда гарантирует высокие свойства, для обеспечения хорошего качества требуется очень внимательный подбор компонентов и оптимизация их смеси. Поэтому возможна весьма большая разница в стоимости "однотипных" синтетических масел.
Синтетические масла позволяют достичь следующих свойств:
- Отличные свойства при низких температурах, в т.ч. легкий запуск двигателя и смазка в холодных условиях.
- Отличные свойства при высоких температурах, в частности, стабильность против окисления, низкая летучесть и расход масла.
Масло вырабатывается из природного газа.
ПРИСАДКИ
С помощью только базовых масел невозможно достичь всех тех свойств, которые современное оборудование и механизмы требуют от смазочных масел. В связи с этим к ним добавляют специальные присадки, которые улучшают свойства высококачественных базовых масел. Однако, необходимо помнить, что даже самые хорошие присадки не способны превратить низкокачественные базовые масла в высококачественные смазочные материалы.
ОСНОВНЫЕ ПРИСАДКИ
Антиокислительные присадки приостанавливают реакцию окисления и исключают каталитическое воздействие примесей на металлические поверхности. Окисление - это цепная реакция, где как продукты окисления, так и примеси, загрязняющие масла, ускоряют реакцию.
Моющие присадки (детергенты и дисперсанты) очищают двигатель.
Дисперсанты не позволяют загрязнениям собираться в комки.
Противокоррозийные присадки обеспечивают образование на металлических поверхностях пленки, предотвращающей коррозию.
Противоизносные присадки образуют на смазываемых поверхностях пленку, предотвращающую непосредственное соприкосновение металлических поверхностей.
Противозадирные присадки образуют вместе со смазываемыми металлическими поверхностями химическую пленку, которая эффективно предотвращает задиры. Противопенные присадки предотвращают вспенивание масел за счет снижения поверхностного напряжения, при этом образующиеся воздушные пузыри легко лопаются.
Присадки, снижающие температуру застывания, предотвращают слипание парафиновых кристаллов и застывание масла.
Присадки, улучшающие индекс вязкости - это высокомолекулярные полимеры, которые замедляют повышение вязкости при понижении температуры.
СКЛАДИРОВАНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ СО СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
Транспортировочная тара должна быть чистой и без воды. Например, бочки лучше хранить на боку или вверх дном, при этом на крышке вода не накапливается и пониженное давление, вызванное колебанием температуры, не может всасывать воду в тару.
Эмульсионные масла, в т.ч. смазочно-охлаждающие жидкости, следует транспортировать и складировать при температуре выше 0°С. Также рекомендуется, чтобы консистентные смазки складировались при температуре выше 0°С.
При транспортировке и складировании смазочных материалов необходимо соблюдать принципы охраны окружающей среды, а также инструкции и указания властей.
Отработанное масло относится к экологически вредным отходам.
Моторные масла для газовых двигателей.
Во многих странах использование газового топлива получает все более широкое распространение благодаря его невысокой стоимости по сравнению с дизтопливом и бензином. К тому же, по сравнению с последними, газ обладает еще целым рядом преимуществ:
- химическим составом, обеспечивающим меньшее содержание двуокиси углерода (СО2) в продуктах сгорания, что положительно сказывается на экологии;
- не разжижает и меньше загрязняет частицами сажи моторное масло, что позволяет увеличить пробег между его заменами;
- высокой стойкостью к детонации, что практически исключает ее вредное воздействие на детали двигателя. Октановое число у газового топлива составляет более 100 единиц.
Однако у двигателей, работающих на газовом топливе, имеется и ряд недостатков:
- отработавшие газы содержат большее количество водяных паров, чем в двигателях на жидком топливе. Поэтому моторные масла, особенно некоторые синтетические, должны обладать достаточной водостойкостью;
- при сгорании обедненных газовоздушных смесей в отработавших газах возрастает содержание оксидов азота, поэтому масла должны обладать достаточной стойкостью к их воздействию (нитрированию);
- особенности смесеобразования повышают чувствительность к образованию в камере сгорания отложений сгоревшего масла (зольных отложений). Поэтому содержание металлорганических присадок (сульфатная зольность), дающих эти отложения у масел для газовых двигателей, должно быть ниже.
Рекомендации по выбору масла.
При выборе моторного масла следует ориентироваться на спецификации (рекомендации) производителя, изложенные в инструкции по эксплуатации.
Желательно также принимать во внимание следующее:
- перечень марок масел, допущенных к применению производителем, постоянно изменяется. Получают допуск новые марки, некоторые масла его теряют;
- применять масло с более высоким уровнем свойств, чем указанный производителем, не всегда целесообразно. Как правило, стоимость такого масла выше и комплекс его свойств несколько иной, что может отразиться на надежности работы элементов системы смазки;
- температурный диапазон применения, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
- не стоит ориентироваться на цвет масла. Большинство вводимых в него присадок дела ют его более темным;
- замену масла необходимо производить в сроки, установленные производителем;
Для ДГУ со значительной наработкой замену масла производить чаще, так как условия его работы в изношенных двигателях более жесткие (прорыв раскаленных газов в картер из-за увеличенных зазоров между поршнями и цилиндрами и т. д.).
- смену масляного фильтра проводят вместе с заменой масла. При использовании топлива сомнительного качества и большой наработкой в запыленной местности желательно заменять его чаще, чем масло (в разумных пределах). Большое количество продуктов неполного сгорания топлива и пыли из воздуха может вывести фильтр из строя раньше времени;
- быстрое (через 4-5 моточасов) изменение цвета масла в двигателе (масло “почернело") не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств. Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное моторное масло смывает различные отложения в двигателе (нагар, лакообразные отложения и т.п.) и накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива. Такой двигатель необходимо промыть;
- нельзя смешивать минеральное и синтетическое масло, а также доливать минеральное в синтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах. Результатом смешивания может быть выпадение присадок в нерастворимый осадок. Поэтому такой "долив" допустим только в крайних случаях, например чтобы доехать до гаража или автосервиса, где смесь, находящуюся в двигателе, необходимо сразу заменить на подходящее масло;
- доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель. Масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы. По результатам исследований ЦНИИ Морского флота, проводимых с целью изучения возможности "дозаправки" судов маслами в различных портах, даже если они совместимы, то после работы в двигателе не могут смешиваться без потери свойств;
- если в процессе эксплуатации масло заменялось своевременно и имело соответствующее качество, промывку двигателя проводить не надо;
- если неизвестно, какое масло заливал прежний владелец ДГУ, перед заменой необходимо промыть систему смазки специально предназначенным для этого промывочным маслом. В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстрому засорению фильтра системы смазки;
- добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие, что неблагоприятно скажется на состоянии двигателя. Это связано с тем, что в качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, а добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс;
- в непрогретом до рабочей температуры масле присадки не успевают нейтрализовать кислоты, образующиеся из продуктов неполного сгорания топлива, что вызывает усиленный коррозионный износ поршней, их колец и цилиндров. Под нагрузкой двигатель ДГУ прогревается быстрее. Поэтому в холодное время его прогрев "на месте" следует производить не менее 3-5 мин на холостом ходу, потом подать нагрузку небольшими порциями, постепенно ее увеличивая до номинальной до полного прогрева двигателя.
Слишком частых холостых запусков двигателя и повторяющихся холодных запусков следует избегать, так как они вызывают чрезмерное разжижение масла топливом и, таким образом, будет требоваться более частая замена масла и будет происходить понижение температуры вспышки до опасного уровня.
В Москве и Московской области рекомендуется использовать зимой масла классов вязкости SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE10W-30, SAE10W-40. Однако, это весьма общие рекомендации, которые не учитывают все условия эксплуатации, конструкцию и состояние двигателя.
ИНТЕРВАЛЫ ЗАМЕНЫ МАСЛА
Для нормальной работы двигателя масло необходимо менять либо через 250 часов работы, либо ежегодно в зависимости от режима работы.
Так как масло имеет тенденцию менять свой состав и стареть, важно соблюдение нижеследующих параметров при замене масла:
1. Вязкость масла не должна превышать 10cSt при t= 100°C.
2. При замене масла количество старого должно менее 50%.
3. Температура вспышки масла должна превышать 180°C.
4. Содержание воды в масле не должно превышать 1 %.
5. Содержание топлива в масле не должно превышать 1 %.
6. Забор образцов масла должен производиться со среднего уровня маслоотстойника двигателя.
Промывка системы смазки двигателя.
В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость промыть систему смазки. При этом важно правильно выбрать средство и соблюдать правила его применения.
Если следовать рекомендациям производителя — заливать в двигатель соответствующее ему моторное масло, своевременно осуществлять его замену, то промывать смазочную систему нет необходимости.
Моторное масло обладает моющими и диспергирующими свойствами, достаточными, чтобы смывать образующиеся на деталях двигателя отложения и не давать им выпасть в осадок.
Но в перечисленных ниже случаях таких "способностей" масла может не хватить, и в масляных каналах, а также на внутренних поверхностях двигателя начнут образовываться отложения. Чтобы свежее моторное масло сразу после заливки не загрязнилось и отработало положенный срок, желательно промыть двигатель.
Когда надо промывать систему смазки.
Несвоевременная смена масла. При наработке моточасов на 10-15% больше, чем рекомендовано производителем, присадки в масле, обеспечивающие чистоту двигателя, уже сработались и он начнет загрязняться.
Приобретение подержанной электростанции.
Новый владелец не может достоверно определить, заливалось ли необходимое для данного двигателя моторное масло, своевременно ли проводилась его замена и, соответственно, насколько загрязнена система смазки. Если по каким-то причинам промывка двигателя новым хозяином не проводилась, ему желательно обратить внимание на цвет вновь залитого масла. Если оно потемнело после 4-5 часов работы ДГУ, то система смазки значительно загрязнена и требует промывки.
Вынужденный долив (более 20% объема) масла другой марки.
Продукция разных производителей не всегда совместима, особенно когда в работавшее масло доливают свежее, но имеющее другой состав. В таком "коктейле" присадки могут выпасть в осадок, что помимо загрязнения приведет к резкому ухудшению способности смеси противостоять износу двигателя.
Если нет того масла, что вам надо, а долив необходим, лучше приобрести масло того же производителя — там, как правило, аналогичный пакет присадок, но в других количествах. Желательно, чтобы основа (минеральная, частично синтетическая или синтетическая) была, как у масла в двигателе. Из всех возможных вариантов наихудшим является долив "минералки" в систему смазки с "синтетикой". В “синтетике” растворимы не все присадки, которые могут присутствовать в “минералке”.
В крайнем случае можно купить масло другого производителя, имеющего ту же основу с аналогичным уровнем эксплуатационных свойств (по классификации API, ACEA).
Вязкость приобретаемого масла (по классификации SAE) должна быть не меньше, чем у залитого в двигатель или допускаемого производителем для данной температуры окружающего воздуха. Иначе в режиме высоких нагрузок малая вязкость может привести к повышенному износу. Слить содержимое системы смазки необходимо при первой же возможности, и перед заливкой свежего масла промыть двигатель.
Попадание охлаждающей жидкости (ОЖ) в масло происходит из-за негерметичности системы охлаждения. Ее признаком является белесая эмульсия на щупе. Чаще всего причиной этого является повреждение прокладки головки блока цилиндров. Даже в небольших количествах антифриз наносит значительный ущерб моторному маслу. Вода и этиленгликоль, содержащиеся в ОЖ, вызывают слипание (коагуляцию) загрязнений, разложение (гидролиз) присадок и ускоренное окисление (старение) масла. Поэтому его работоспособность резко ухудшается, а слипшиеся частицы осадка могут забить сетку маслоприемника, что приведет к масляному "голоданию" двигателя. Двигатель с такой неисправностью лучше не эксплуатировать (по возможности), и после устранения негерметичности промыть систему смазки.
Заливка некачественного масла (подделки).
Основными проявлениями такой ситуации являются:
сильное почернение масла после 4-5 моточасов работы ДГУ при уверенности в чистоте системы смазки;
черный налет на внутренней поверхности клапанной крышки;
повышенный расход масла;
появление сизого дыма из выхлопной трубы;
снижение мощности (двигатель хуже "тянет"). Это вызвано тем, что нагар лишает подвижности поршневые кольца уже через 10 - 15 моточасов работы, что снижает компрессию (давление в цилиндре в конце такта сжатия).
При появлении любого из этих симптомов необходимо немедленно слить суррогат и промыть систему смазки.
Средства для промывки двигателя
Имеющиеся в продаже средства для промывки двигателя можно разбить на две группы.
Добавки в старое масло:
"пятиминутки", промывающие систему смазки при работе двигателя на холостом ходу в течение 5-10 мин. Из-за короткого промежутка времени не все отложения могут быть смыты;
позволяющие эксплуатировать ДГУ 8 – 10 моточасов до замены масла. Это, как правило, маловязкие жидкости, снижающие вязкость моторного масла. При их использовании нежелательно давать двигателю высокие нагрузки, так как из-за сниженной вязкости масло хуже противостоит износу.
Такие добавки лучше не использовать.
Промывочное масло, заливаемое вместо отработавшего масла, рассчитано на:
кратковременную работу двигателя (до 15 мин) только на холостом ходу. Масло, даже в предварительно прогретом двигателе может не достигнуть температуры 70-80°С, необходимой для эффективной промывки системы смазки;
непродолжительная работа (20 - 30 мин) при небольшой нагрузке на двигатель. Это позволяет достаточно прогреться промывочному маслу — чем выше температура, тем лучше промывается система.
Внимание! При попытке промывки двигателя с большой наработкой есть вероятность перекрытия масляных магистралей оторвавшимися фрагментами коксовых масс, что может повлечь выход из строя поршневой системы.
Все промывочные средства универсальные - используются как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.
Рекомендации по применению.
Сливать старое масло лучше из двигателя, полностью прогретого. Держать открытым сливное отверстие желательно не менее 5 мин. Дизель-генератор при этом должен быть расположен горизонтально.
Перед промывкой лучше заменить масляный фильтр, так как промывочное масло растворит имеющиеся в нем загрязнения и будет менее эффективно. Фильтр для промывки можно приобрести самый дешевый из имеющихся в продаже, поскольку он будет выполнять только роль заглушки.
При использовании промывочного средства необходимо строго соблюдать инструкцию. Если она не на русском языке, то от приобретения такой "промывки" лучше отказаться.
К промывке двигателей с гидрокомпенсаторами и гидронатяжителями, по мнению специалистов, никаких особенных требований нет.