Мнение по вопросам законодательного регулирования энергосбережения в ЖКХ
В печати широко обсуждается вопрос увеличения энергоэффективности. Выделяются деньги, ресурсы. На уровне таких компаний как ОАО «МОЭК» внедряются новые, энергосберегающие технологии. Строительные компании успешно внедряют новые технические решения, используя их в рекламных целях и в целях увеличения прибыльности проектов. Почему же в ЖКХ, на нижних его уровнях нет изменений? Почему?
Тому есть объективная законодательная причина. Возможность отнесения расходов по покрытию потерь при транспортировке и распределению ресурсов на собственников жилых помещений приводит к тому, что управляющие компании (УК) экономически не заинтересованы в ресурсосбережении.
В настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, ситуацию можно трактовать следующим образом: в любом многоквартирном доме (МКД) есть общественные места, содержание которых ложится на собственников помещений и считается общедомовыми расходами. В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса, статьями 39, 158 Жилищного кодекса и пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. В пункте 11 Правил указан перечень того, что входит в содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Ранее собственники помещений в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение мест общего пользования по жилищной услуге в составе «содержание и ремонт жилого помещения».
Рассмотрим этот вопрос на примере электроэнергии:
Минрегион России письмом от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 разъяснил, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».
Позиция Минрегиона была подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации. Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс — электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.
Их два. Это Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила № 307) и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила № 530). Согласно этим документам вся электроэнергия, поступившая в многоквартирный дом, должна быть оплачена в полном объеме жильцами дома.
Освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофонов, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети (детские или хоккейные площадки и т.п.)
Порядок определения объемов электрической энергии, использованных на общедомовые нужды, находится в непосредственной зависимости от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета или его отсутствия.
При отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии мест общего пользования оплата производится в размере 7 кВтч в месяц на 1 человека и на работу лифтового оборудования — 7 кВтч в месяц на 1 человека.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, определяется следующим образом: от показаний коллективного прибора учета вычитаются показания поквартирных счетчиков (если их нет, то нормативы индивидуального потребления). То, что в итоге остается, и определяет расход электроэнергии в местах общего пользования, который затем распределяется между жильцами жилых помещений пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.
Когда в доме установлен общедомовой прибор учета, величина объема электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, в каждом месяце бывает разной и зависит от фактического потребления.
Правила № 530 регламентируют, что количество приобретаемой электрической энергии для многоквартирного дома определяется на границе балансовой принадлежности по коллективному (общедомовому) прибору учету. Величина данных потерь определяется исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией) как разность между объемом электрической энергии, определенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Таким образом, оплачивать разницу между показаниями общего коллективного счетчика на вводе дома и суммой показаний счетчиков в квартирах, согласно Правилам № 530, а также Жилищному кодексу РФ (статья 39) должен потребитель.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 № 491(далее — Правила № 491) собственники жилья отвечают за оборудование внутри дома, в том числе за внутридомовые сети, которые привести в порядок обязана ваша управляющая компания. Именно она должна содержать внутридомовые сети в порядке. Должна, но зачем? Зачем, если какими не будут потери, их можно отнести на собственников жилых помещений?
31.10.2012г.
Филин С.А.