Мнение по проблеме роста тарифов ЖКХ
В общественном мнении сложилось устойчивое представление о том, что руководители и собственники управляющих организаций осуществляют целенаправленные противоправные действия по изъятия собранных платежей за коммунальные услуги из оборота в сугубо корыстных интересах данных лиц с последующим преднамеренным банкротством этих организаций. Но не всё так просто. Критиковать легко, работать трудно.
Что можно сказать об услугах ЖКХ и их стоимости? Почему дорого? Все накинулись на тарифы ЖКХ. Управляюшие компании – виновны! Казнить! Давайте, не касаясь злоупотреблений (которые были с библейских времён, есть и будут), произведём прикидочный расчет: куда идут уплаченные деньги? Рассмотрим на примере экономику вопроса.
Вы платите 1000 рублей управляющей компании за некую работу. Предположим из них 60% (600 руб.) составляет (директор выделил) фонд оплаты труда и страховые взносы. Подробней, ФОТ составляет 462 руб. и страховые взносы – 139 руб. (30% от ФОТ). 13% от ФОТ – НДФЛ – 60 руб. и «на руки» сотрудники получат 402 руб.
Что имеет предприятие? Не беря в расчет НДС, который компания могла бы принять к вычету, НДС (18%) составляет 153 руб. Налог на прибыль - 49 руб. ((1 000 – 600-153)*20%). Таким образом, налоговое бремя составляет 401 руб. (139+60+153+49), а именно 40% от выручки. Чистая прибыль предприятия – то что оно может пустить на развитие и модернизацию с 1 тысячи руб. составит 19,8% - 198 руб. (1 000 – 600-153-49).
Этот иллюстрирующий расчёт произведён при условии, что расходы управляющей компании составляли только расходы на оплату труда. А ещё нужно заплатить ресурсоснабжающим организациями! А ещё благоустройство, ремонт…
Так в составе персонала появляются люди, плохо говорящие по русски…
- Это пример простого выполнения работ. Теперь усложним рассуждения. Управляющая компания создается с целью организации «транзитных платежей»: перечисления денег ресурсоснабжающим организациям и другим подрядчикам.
Анализ финансового состояния управляющих компаний показывает, что определяющей причиной их неплатёжеспособности в результате накопления долгов перед ресурсоснабжающими организациями является низкая платёжная дисциплина жильцов управляемых многоквартирных домов. Средний коэффициент собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги жильцов многоквартирных домов в целом по России оценочно определяется в интервале от 0,9 до 0,8 (т.е. жильцами фактически оплачивается от 90 до 80% от сумм, фактически выставленных им управляющими организациями счетов-квитанций за ЖКУ).
На первый взгляд представляется, что «недосбор» всего лишь 10% от сумм выставленных управляющими организациями счетов-квитанций за ЖКУ жильцам управляемых многоквартирных домов не должен ввести данные организации в состояние неплатёжеспособности с последующим их банкротством. В лучшем случае - к неполучению заложенной в тарифах сумм прибыли организации - при минимальной рентабельности в те же 10%. Однако такое рассуждение будет справедливым только в том случае, если все 100% сумм, указанных в счетах-квитанциях были бы доходами управляющих организаций. Фактически же в среднем 70% от сумм платежей за ЖКУ жильцов многоквартирных домов составляют коммунальные платежи, предназначенные для полного перечисления ресурсоснабжающим организациям «транзитом» через счета управляющих организаций.
Принципиально важным обстоятельством при указанной доминирующей доле платежей за коммунальные услуги в общем размере платы ЖКУ, в условиях полной «транзитности» данных платежей имеет тот фактор, что ресурсоснабжающие организации выставляют управляющим организациям счета-фактуры на полную стоимость поставленных в многоквартирные дома коммунальных ресурсов без учёта фактически сложившегося устойчивого коэффициента собираемости. Так, при коэффициенте собираемости платы за ЖКУ уже в размере 0,9 ежемесячная сумма «недосбора» платежей за коммунальные услуги фактически в пределах 1-го месяца приводит любую управляющую организацию в состояние неплатёжеспособности из-за генерируемой в результате этого ежемесячной суммы долга перед ресурсоснабжающими организациями.
Действие указанных факторов усугубляется тем, что в составе платы за ЖКУ помимо 70%-й доли платежей за коммунальные услуги и ещё как минимум 5-10% составляют также полностью «транзитные» платежи жильцов за такие услуги как вывоз твёрдых бытовых отходов, обслуживание внутридомового газового оборудования, техническое обслуживание лифтов, и других услуг, оказываемых привлекаемыми подрядными организациями. Данные подрядные организации также выставляют управляющим организациям счета-фактуры за оказанные ими услуги (выполненные работы) на полные суммы стоимости данных услуг/работ без учёта фактической собираемости платежей жильцов управляемых многоквартирных домов.
В итоге, управляющие организации абсолютно объективно без каких либо противоправных действий со стороны их руководства попадают в так называемую «ловушку ликвидности», в предельно короткие сроки приводящую их в состояние неплатёжеспособности.
Ежемесячно генерируемые долги приведённой управляющей организации перед основными контрагентами из-за низкой платёжной дисциплины жильцов уже при коэффициенте собираемости 0.9 составляют:
- 45% от суммы планового ежемесячного собственного дохода управляющей организации
- 90% от суммы ежемесячного фактического (располагаемого) собственного дохода такой управляющей организации.
Приведённые показатели означают, что управляющие организации в условиях чрезвычайной инертности и устойчивости сформировавшегося в настоящее время уровня собираемости платежей за ЖКУ к любым формам внешнего воздействия не по своей вине попадают без преувеличения в катастрофическую финансовую ситуацию – «ловушку ликвидности».
Соответственно, управляющие организации в указанных ситуациях предпочитают недоплачивать ресурсоснабжающим организациям (в сумме недополученных от жильцов средств), а не накапливать долги перед другими категориями кредиторов, т.к. в последнем случае деятельность любой из них будет прекращена в пределах 2-3 месяцев.
В результате, в жилищно-коммунальном комплексе получило распространение такое масштабное явление как массовая неплатёжеспособность организаций, управляющих многоквартирными домами (далее – управляющих организаций), проявляющаяся главным образом в накоплении чрезвычайно больших сумм задолженности данных организаций перед ресурсоснабжающими организациями. При этом в общественном мнении и отчасти в профессиональном сообществе сложилось представление о причинах накапливаемых долгов управляющих организаций за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы. Главной причиной данного масштабного явления чаще всего называется недобросовестность управляющих организаций, проявляющуюся, по мнению многих освещающих данную проблему, в том, что управляющие организации якобы сознательно не перечисляют ресурсоснабжающим организациям мобилизованные суммы платежей собственников и нанимателей (далее – жильцов) управляемых многоквартирных домов за коммунальные услуги. Так ли это? Все они преступники?
Ставка рефинансирования, установленная Центробанком 8,25%, следовательно, если мы хотим сохранить в ЖКХ всё как есть, то стоимость услуг ежегодно нужно повышать на 8-10%, а если хотим улучшить ситуацию, то на 10-15%. Или управляющие компании отвечают за ЦБ?
А то, что у Вас перед окнами срывают вполне хорошее асфальтовое покрытие и взамен кладут точно такое – вопрос не экономический, а уголовно – процессуальный.
31.10.2013г.
Филин С.А.