КУЛЬТУРА НАДЁЖНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
Как преодолеть проблему культуры?
Всё начинается с определения культуры. В языке множество значений к этому слову, но для раскрытия целей этой статьи предлагается следующее определение:
Культура – это образ жизни для группы людей: поведение, убеждения, ценности и знаки, которые принимаются человеком и, как правило, не оспариваются, а передаются преемственным путём от одного поколения к другому.
Скажем, на предприятии работают обученные люди, они соблюдают определённую технику эксплуатации. И вдруг происходит сбой или нарушение. Поскольку такие проблемы принято считать незначительными, люди не обращают на них внимания, а затем такое поведение становится культурой, которое приводит к бедствию.
Руководство должно построить с нуля или, возможно, восстановить культуру, где люди обычно сопротивляются переменам, а не принимают их как должное. Могут ли мегакорпорации сегодня сделать это? Ответ: да, поскольку они сильные мира сего. Но готовы ли они? В этой ситуации прослеживается самая распространённая проблема: в постоянно ускоряющемся техногенном процессе на протяжении долгих лет можно не замечать небольшие сбои или отклонения, и как только на них перестанут обращать внимание – происходит катастрофа.
Решение проблем такого уровня заключается не только в том, чтобы избегать сбоев и отклонений, а в том, чтобы поощрять откровенные обсуждения проблем на всех уровнях и уметь слушать. И это вовсе не показатели приборов на панелях управления, которые доступны всем. Руководству нужно уметь нести ответственность за обнаружение таких отклонений кем-либо из нижних звеньев цепочки управления. Чтобы проблема дошла до высшего руководства, нужно чётко по цепочке команд снизу вверх информировать вышестоящих руководителей об отклонениях.
Для эффективного развития культуры надёжности от сотрудников всех уровней требуются мужество и решительность. В первую очередь, культура надёжности касается низших уровней производства, где работники связаны своей собственной культурой поведения и где обычно с недовольством относятся ко всем переменам. Те, кто нарушает культуру низших уровней, обычно среди «своих» считаются предателями, даже если работают в интересах организации. Это та самая дилемма, которую должны решить все производственные предприятия. Правильное решение придёт тогда, когда любое нарушение или отклонение будет восприниматься как проблема и решаться без ущерба для кого-либо. Это единственный правильный путь для организации, который может восстановить культуру надёжности до уровня, который не приведёт к катастрофе.