Парламентские слушания: "О предложениях по ускорению социально-экономического развития России"
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству организовал 22 сентября 2014 года Парламентские слушания: "О предложениях по ускорению социально-экономического развития России".
На обсуждение были вынесены вопросы выработки мер по преодолению стагнации и стимулирования экономического роста народного хозяйства, наращивания инвестиций, импортозамещения, а также другие значимые вопросы социально-экономического развития России.
На слушаниях выступили:
- Председатель Государственной Думы С.Е.Нарышкин,
- советника Президента Российской Федерации С.Ю.Глазьева,
- директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН В.В.Ивантера,
- заведующего кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации А.Г.Аганбегяна,
- директора Института экономики РАН Р.С.Гринберга,
- ректора Высшей школы экономики Я.И.Кузьминова,
И другие эксперты и руководители отраслей и ведомств.
Все присутствующие согласились с тем, что первоочередные задачи – преодолеть стагнацию, стагфляцию и рецессию 2013-2014 гг., обеспечив экономический рост до 3-4% в год на период с 2015 по 2020 гг. и до 5-6% в год на период с 2020 по 2025 гг.
Что должно стать главным средством ускорения социально-экономического развития России? Что должно быть локомотивом? Частные или государственные инвестиции? Где взять финансовые ресурсы в условиях, когда продажа углеводородного сырья исчерпала себя? Как увеличить объем «длинных денег» в системе кредитования промышленных предприятий?
Здесь мнения выступающих разошлись. Горячее обсуждение, в котором принимали участие и академики, и члены различных депутатских фракций, и члены правительства и производственники – директора предприятий длилось несколько часов.
Депутаты предлагают в пять раз увеличить бюджетный дефицит, резко сократить налоговую нагрузку и потратить на инвестиции почти половину золотовалютных запасов страны за ближайшие пять лет. В свою очередь, Сергей Глазьев предложил ввести налог на вывоз капитала.
«Независимость экономических суждений – вот основа для стабильного развития! – отметил в своем выступлении Владимир Вольфович Жириновский – Только независимая экономическая политика и комплексный подход в инвестировании обеспечат поступательное развитие экономики».
Академик РАН, доктор экономических наук Абел Гезевич Аганбегян обрисовал в своем докладе всю сложность внутренней и внешней экономической ситуации.
В одном все пришли в единому мнению: инвестиции в реальный сектор экономики нужны, объем их должен увеличиваться и превысить 20% валового национального продукта.
Главное средство экономического ускорения – «переход к форсированному росту инвестиций в основной капитал». В период 2015–2020 годов рост инвестиций должен будет составлять 8% в год, затем – 10% в год. Доля инвестиций в ВВП должна вырасти с 19% в 2014 году до 30% в 2025-м.
В условиях санкционных ограничений главным источником инвестиций будут внутренние ресурсы – прежде всего федеральный бюджет и резервы страны. В рекомендациях прописан «переход к умеренно-дефицитному бюджету в размере до 3% ВВП». Говорится там и о необходимости тратить золотовалютные резервы с темпом 50 млрд долл. в год в течение пяти лет. Сейчас в резервах аккумулировано 470 млрд долл., через пять лет там останется около 200 млрд долл. Как подчеркивают авторы рекомендаций, эта сумма превышает золотовалютные запасы США, Германии, Франции, Италии, и ее достаточно для финансовой безопасности России.
Инвестиции пойдут на технологическое перевооружение предприятий, запуск высокотехнологичных производств, создание развитой инфраструктуры в виде скоростных автострад и скоростных железных дорог, удвоение до 2025 года жилищного и социального строительства, развитие «экономики знаний», то есть на научные разработки, образование, здравоохранение, информационные и биотехнологии.
В ходе дискуссии была определена направленность дополнительных инвестиций.
Это инвестиции:
- на технологическое перевооружение действующих предприятий;
- на прирост мощностей и создание новых предприятий, прежде всего, в отраслях по производству готовой продукции, особенно, высокотехнологической;
- на создание развитой транспортной инфраструктуры;
- на развитие «экономики знаний» (НИОКР, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение).
В качестве возможных источников дополнительных инвестиций были названы:
- увеличение доли инвестиционных кредитов в активах российских банков;
- переход к умеренно-дефицитному бюджету в размере до 3% ВВП (норма Евросоюза), что даст 2 трлн. руб. дополнительных инвестиций;
- использование взаимообразно на срок до 5 лет части международных золотовалютных резервов страны (470 млрд. долл.);
- освобождение от налога части прибыли предприятий, направляемой на инвестиции, и переход к ускоренной амортизации как источника;
- средства от приватизации отдельных госпредприятий, выполняющих чисто коммерческие функции;
Было предложено:
- для подъема находящейся в деградации легкой промышленности, учитывая ее особую роль в импортозамещении (по импорту завозится до 82% продукции), полностью освободить предприятия этой отрасли от налога на прибыль на 10-летний период;
- для подъема стагнирующего малого бизнеса предложено сократить вдвое размер уплачиваемых ими обязательных социальных взносов. Создать Агентство по развитию малого бизнеса, поручив ему разработать программу его ускоренного развития;
- ввести мораторий на повышение налогов и обязательных взносов бизнеса и населения.
Возглавляемая Дмитрием Анатольевичем Медведевым правящая партия готовит для страны альтернативный экономический курс. Одним из главных идеологов новой политики, которую обсуждали на парламентских слушаниях, очевидно, является советник президента Сергей Юрьевич Глазьев, который считает, что экономика должна «опираться на собственные силы».
Можно только поприветствовать инициативы, направленные на преодоление рецессии. Но пока они слабо согласуются с недавними попытками ввести налог с продаж или повысить НДС. Сейчас идет противостояние защитников двух разных моделей развития экономики. Первая модель – жесткие бюджетные ограничения и контроль. Вторая – стимулирование бизнеса с помощью низких ставок по кредитам и налоговых льгот, при этом главная проблема даже не столько в поиске источников финансирования, сколько в высоком риске, что выделенные деньги будут потрачены не эффективно.