ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ
С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу).
С 01.01.2014 утратил силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Однако государственные и муниципальные контракты, заключенные в соответствии с этим законом до 01.01.2014, сохраняют свою силу (ч. 1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ).
При осуществлении функций по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ФАС России надлежит временно руководствоваться ранее изданными правовыми актами ФАС России
Приказ ФАС России от 11.02.2014 N 75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Сообщается, что при осуществлении функций по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ФАС России и территориальным органам ФАС России до издания правовых актов ФАС России, устанавливающих порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций по контролю в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", необходимо руководствоваться ранее изданными правовыми актами ФАС России, устанавливающими порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Установлен порядок осуществления выездных и документарных мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд"
При осуществлении ведомственного контроля осуществляется проверка в том числе:
соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;
правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Орган ведомственного контроля уведомляет заказчика о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления.
Срок проведения мероприятия ведомственного контроля не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению руководителя органа ведомственного контроля или лица, его замещающего.
Определены права лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля, при проведении контрольных мероприятий. Должностные лица органов ведомственного контроля, уполномоченные на осуществление мероприятий ведомственного контроля, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
По результатам проведения мероприятия составляется акт проверки, который представляется руководителю органа ведомственного контроля или иному уполномоченному руководителем лицу.
Органам государственной власти РФ рекомендовано утвердить регламент проведения ведомственного контроля.
Определены случаи, при наличии которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта"
К таким случаям относятся:
заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;
заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;
заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.
Заказы, извещения о которых размещены на сайте www.zakupki.gov.ru до 1 января 2014 года, размещаются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства Российской Федерации в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года"
По мнению Минэкономразвития России и ФАС России, в аналогичном порядке размещаются заказы, приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года.
Размещение указанных заказов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, в том числе при:
принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
разъяснении положений документации о торгах;
осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;
заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;
осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Ряд норм закона о контрактной системе изменился до его вступления в силу, в том числе требования к участникам государственных и муниципальных закупок
Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Многие положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) так и не начали применяться с 1 января 2014 г. в первоначальной редакции. Так, в некоторые нормы внесены поправки, для других установлены более поздние сроки вступления в силу, а ряд положений и вовсе исключен. Остальные нормы данного закона, как и планировалось ранее, начали действовать с указанной даты. Это связано с тем, что с 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ который существенным образом изменил регулирование всех этапов закупок для государственных и муниципальных нужд. В частности, изменились обязательные требования к участникам закупок, случаи и порядок проведения отдельных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сроки подписания контракта победителем открытого конкурса. Заказчик теперь вправе, но не обязан устанавливать требование к участнику закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Также с участников закупки, заключающих контракт с начальной (максимальной) ценой выше установленной Правительством РФ, снимается обязанность раскрывать сведения о своих выгодоприобретателях. Расширен перечень случаев, когда заказчик вправе устанавливать обеспечение исполнения контракта. Кроме того, перенесено на более поздние сроки вступление в силу ряда положений Закона N 44-ФЗ, в частности о нормировании, о банковском сопровождении контракта, ведении реестра банковских гарантий.
Наряду с изменениями в Закон N 44-ФЗ Закон N 396-ФЗ содержит поправки к иным федеральным законам, в том числе к Кодексу РФ об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение Закона N 44-ФЗ).
С целью осуществления полномочий, предусмотренных законом о контрактной системе в сфере госзакупок (N 44-ФЗ), банкам необходимо представить в Межрегиональное операционное УФК сведения об организации по установленной форме
Письмо Казначейства России от 25.12.2013 N 95-09-11/05-1477 "Об организации работы по заблаговременному обеспечению кредитных организаций сертификатами ключей проверки электронной подписи в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"
Сведения предоставляются на бумажном носителе в одном экземпляре с приложением на бумажном носителе карточки образцов подписей к лицевым счетам.
Одновременно со сведениями об организации представляются на бумажном носителе:
- копия учредительного документа (устава), заверенная учредителем либо нотариально;
- копия документа о государственной регистрации юридического лица, заверенная органом, выдавшим документ о государственной регистрации, либо нотариально;
- копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, заверенная налоговым органом, выдавшим свидетельство о постановке юридического лица на учет, либо нотариально.
Дополнительно требуется представление нотариально оформленной доверенности на право действовать от лица банка, включающей право на осуществление выдачи банковской гарантии, выпущенной на уполномоченное лицо организации.
Представленные документы проверяются Межрегиональным операционным УФК. В случае положительного результата проверки документов Межрегиональное операционное УФК регистрирует сведения об организации и направляет банку информацию о положительном результате проверки представленных документов с указанием присвоенного учетного номера и даты регистрации.
Выдача уполномоченным лицам банка сертификатов ключей проверки ЭП ООС осуществляется Межрегиональным операционным УФК.
Для регистрации на сайте zakupki.gov.ru уполномоченное лицо банка после получения сертификата ключа проверки ЭП ООС заполняет соответствующую форму регистрации на сайте.
С 1 января 2014 года вступит в силу обновленный перечень товаров, в отношении которых требуется подтверждение отсутствия их производства на территории России.
Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"
В указанный перечень включены, в частности, центры обрабатывающие, станки токарные металлорежущие, станки для обработки металлов объемной штамповкой, станки для обработки металлов или металлокерамики без удаления материала, станки (включая машины для сборки с помощью гвоздей, скоб, клея или другими способами) для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов.
Отсутствие производства на территории РФ указанных товаров подтверждается:
включением товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372;
соответствующим заключением по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России.
Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории России отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 56.
Установлены пороговые значения цен контрактов, при которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства РФ в случае, если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 "Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно"
В соответствии с положениями пунктов 2 - 4 части 1 статьи 95 Федерального закона в случае, если размер цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, составляет или превышает размер цены контракта, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ.
Подписанным постановлением в указанных целях устанавливаются следующие пороговые значения цен заключенных контрактов: 10 млрд. рублей - для обеспечения федеральных нужд, 1 млрд. рублей - для обеспечения нужд субъекта РФ, 500 млн. рублей - для обеспечения муниципальных нужд.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Федеральным казначейством будет обеспечиваться предоставление банкам средств электронной подписи для целей ведения реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявок и исполнения госконтрактов.
Приказ Минфина России от 18.12.2013 N 126н "О порядке формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий"
В соответствии с законом о контрактной системе в сфере госзакупок (N 44-ФЗ) заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими установленным критериям.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение банковских гарантий осуществляется на сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Информация и документы для ведения реестра банковских гарантий формируются банками, выдающими банковские гарантии, а также заказчиками, являющимися бенефициарами по банковским гарантиям.
Информация, включаемая в реестр, формируется в структурированном виде путем заполнения электронных форм веб-интерфейса; документы формируются в виде электронной копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования. Электронные копии документов должны иметь распространенные открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержимым без дополнительных программных или технологических средств.
Правилами также определен перечень сведений, включаемых в Реестр, и требования к их формированию.
Введение в действие Правил будет осуществляться поэтапно. В том числе это касается порядка формирования информации об идентификационном коде закупки - соответствующие требования вступят в силу с 1 января 2016 года. До этого вместо информации об идентификационном коде закупки должен указываться номер извещения об осуществлении закупки или уникальный номер контракта, в обеспечение которого выдана банковская гарантия.
Минфин России определил порядок присвоения идентификационных кодов банкам и заказчикам для целей госзакупок.
Приказ Минфина России от 18.12.2013 N 127н "О порядках присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков и заказчиков в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, и реестра банковских гарантий"
В частности, Приказом определена структура, порядок и условия присвоения, применения и изменения идентификационных кодов:
банков (ИКБ) в целях ведения реестра банковских гарантий;
заказчиков (ИКУ) в целях ведения реестра банковских гарантий, реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.
Ведение указанных реестров предусмотрено Законом о контрактной системе в сфере госзакупок от 05.04.2013 N 44-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2014 года.
Приведен порядок расчета контрольного числа ИКБ.
Регламентирован порядок регистрации банков на сайте www.zakupki.gov.ru для обеспечения их работы в рамках полномочий, установленных законом о контрактной системе в сфере госзакупок.
Письмо Казначейства России от 16.12.2013 N 42-7.4-05/3.2-807 "Порядок регистрации банков на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)"
В соответствии с вышеуказанным законом, который вступил в силу 1 января 2014 года, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими установленным критериям. Перечень таких банков ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Банка России, и размещается на сайте Минфина России.
Федеральное казначейство ведет реестр банковских гарантий и размещает его до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.
Банкам рекомендуется заблаговременно обратиться в орган Федерального казначейства за получением сертификатов ключей проверки электронной подписи (ЭП ООС) для прохождения регистрации на официальном сайте в целях размещения информации.
Для регистрации на сайте и получения сертификатов ключей проверки ЭП ООС банком в орган Федерального казначейства по месту нахождения представляются сведения об организации на бумажном носителе в одном экземпляре. Уполномоченное лицо банка после получения сертификата ключа проверки ЭП ООС заполняет форму регистрации на официальном сайте.
В приложениях к письму приведены форма сведений о банке, подаваемая для получения сертификатов ключей проверки ЭП ООС, а также указания по ее заполнению.
Казначейством России разработан временный порядок регистрации пользователей на официальном сайте для размещения информации о госзаказах до его утверждения в установленном порядке.
Письмо Казначейства России от 16.12.2013 N 42-7.4-05/3.2-808 <Временный порядок регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг>
Необходимость разработки временного порядка обусловлена тем, что положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2014 года расширен состав участников контрактной системы в сфере закупок размещающих информацию на официальном сайте. Это юридические лица, банки, осуществляющие выдачу банковских гарантий, органы аудита, органы контроля и другие.
Кроме того, в соответствии с указанным Федеральным законом бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями могут осуществляться полномочия заказчика на осуществление закупок на основании договора (соглашения), в связи с чем дополняется состав подтверждающих документов для указанных организаций.
Также подчеркивается, что в настоящее время находится на подписании измененный Порядок регистрации пользователей на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Казначейство России информирует об изменении формы сведений об организации, представляемой для регистрации на официальном сайте РФ в целях опубликования информации о размещении госзаказов.
Письмо Казначейства России от 16.12.2013 N 42-7.4-05/3.2-809 <О внесении изменений в формы к Порядку 508/14н>
Для регистрации на официальном сайте и получения уполномоченными лицами организации сертификатов ключей проверки ЭП ООС организация (участник контрактной системы в сфере закупок) представляет в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения сведения на бумажном носителе или в виде электронного документа. Порядок регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации утвержден совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 10.08.2012 N 508/14н.
В связи с планируемыми изменениями в названный приказ (обусловленными новыми полномочиями организаций в сфере закупок) Казначейством России подготовлена новая форма представления сведений и уточнен порядок ее заполнения.
Отмечено также, что при предоставлении сведений об организации в виде электронного документа контроль соответствия печатной формы из прикладного программного обеспечения форме, доведенной настоящим письмом, органами Федерального казначейства не осуществляется.
Для обеспечения возможности регистрировать на ООС в 2013 году банки и другие новые типы организаций необходимо использовать в шаблонах импорта/экспорта документа "Сведения об организации" начиная с 16.12.2013 формат TXZW140101.
Ужесточается административная ответственность за нарушение установленных требований при заключении государственного контракта по государственному оборонному заказу.
Федеральный закон от 02.12.2013 N 326-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В частности, КоАП РФ дополнен новыми положениями, в которых предусматривается ответственность за:
- принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти либо принятие решения о размещении заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти;
- нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа;
- нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования;
- отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу;
- грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Определен перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической или технологической сложности способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В частности, такими случаями являются:
выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации;
выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии;
выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса.
Установлены дополнительные требования к участникам таких закупок и перечень документов, подтверждающих соответствие участников этим требованиям.
Постановление вступит в силу с 1 января 2014 года.
С 1 января 2014 года вступает в силу порядок подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения"
Результаты отдельного этапа исполнения контракта, а также информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
- об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
- о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
- об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
В отчете указываются сроки этапа исполнения контракта, наименование и цена поставленных товаров, работ, услуг, размер аванса и сроки оплаты обязательств по контракту, в соответствии с условиями контракта, а также документами о приемке.
Отчет подготавливается уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим по форме, приведенной в приложении к данному постановлению, а также подписывается электронной подписью таких лиц.
Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение семи дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта (этапа) или подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком, либо в течение семи дней со дня расторжения контракта.
Установлены случаи, при которых заключается контракт жизненного цикла, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла"
Такими случаями являются:
выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;
выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;
выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов;
выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства;
закупка железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
закупка воздушных судов, морских и речных судов.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Утверждены новые правила оценки заявок участников процедур госзакупок, а также окончательных предложений участников закупки с учетом величин значимости критериев оценки.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Новые критерии оценки заявок участников закупок определены Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок...", вступающим в силу с 1 января 2014 года. В Законе помимо цены контракта (обязательный критерий) указаны дополнительные критерии (предусматривающие, в том числе, качественные характеристики объекта закупок).
В этой связи новые правила определяют порядок оценки заявок, а также окончательных предложений участников закупки с учетом величин значимости критериев оценки. Оценки подразделяются на стоимостные, включающие помимо цены контракта, в частности расходы на эксплуатацию (ремонт), а также стоимость жизненного цикла товара (объекта), и нестоимостные, включающие, в том числе качественные, экологические характеристики и квалификацию участников закупки.
По каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала. Сумма величин значимости критериев, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.
В приложении к документу приведены предельные величины значимости критериев оценки заявок.
Не допускается использование заказчиком критериев, не предусмотренных Правилами.
Итоговый рейтинг определяется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявок, рассчитанных в соответствии с установленным алгоритмом.
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.
Регламентированы требования к обеспечению интеграции региональных и муниципальных систем с единой информационной системой, к функциям региональных и муниципальных систем, к информации, размещаемой в системах, а также к программному обеспечению и информационной безопасности таких систем.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1091 "О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Определено, в частности, что региональные и муниципальные информационные системы после интеграции с единой системой должны обеспечивать передачу в единую систему и прием из нее:
- планов закупок;
- планов-графиков закупок;
- информации о реализации планов закупок и планов-графиков закупок;
- информации о закупках, предусмотренной Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- запросов пользователей региональных и муниципальных систем;
- отчетов заказчиков, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Сокращение количества товаров (работ, услуг), приобретаемых для государственных (муниципальных) нужд, в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств, должно осуществляться в соответствии с утвержденной методикой.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 "Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта"
Согласно Закону о контрактной системе при уменьшении казенному учреждению ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящем к невозможности исполнения заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, заказчик должен обеспечить согласование новых условий контракта, в том числе условий о количестве товара, объеме работ или услуг.
Утвержденная Правительством РФ Методика предусматривает порядок сокращения приобретаемых по контракту товаров (объемов работ, услуг) с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств, необходимости возмещения суммы затрат, произведенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также необходимости достижения результатов запланированных мероприятий.
Изменение количества товаров (объемов работ, услуг) осуществляется в пределах суммы сокращенных лимитов, на основании представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предложений, подтвержденных соответствующими расчетами и обоснованием.
При наличии у 2 и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов"
Утверждены Правила, определяющие порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.
Установлено, в частности, что для проведения совместного конкурса или аукциона заказчики заключают между собой соответствующее соглашение о его проведении до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе.
Организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передают на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона.
Организатор, в числе прочего:
осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок;
размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки или направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;
предоставляет документацию заинтересованным лицам;
осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.
Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
С 1 января 2014 года вводится новый порядок ведения Федеральным казначейством реестров контрактов, заключенных заказчиками, а также контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну"
Установлено, что:
Федеральным казначейством включаются с 1 по 31 января 2014 года включительно в реестр контрактов, заключенных заказчиками, сведения, содержащиеся в реестре государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
в реестры контрактов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, включаются соответственно Федеральным казначейством, уполномоченными на ведение такого реестра органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления сведения о не исполненных по состоянию на 1 января 2014 года государственных или муниципальных контрактах, заключенных по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, которые включают сведения, составляющие государственную тайну, сформированные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение реестра контрактов, заключенных заказчиками, осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом Федеральным казначейством осуществляется обеспечение заказчиков сертификатами ключей проверки электронных подписей и средствами электронной подписи для целей ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, в порядке, определяемом Федеральным казначейством.
Признаны утратившими силу постановления Правительства РФ от 31.07.2007 N 491 "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну" и от 29.12.2010 N 1191 "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр".
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
С 1 января 2014 года вступит в силу обновленный порядок принятия решений о заключении госконтрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Постановление Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств"
Постановление издано в целях реализации Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса".
Государственные заказчики вправе заключать государственные контракты в пределах средств, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решениями главных распорядителей средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, принимаемыми в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, на срок, предусмотренный указанными актами и решениями.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 978 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом" признано утратившим силу.
С 1 января 2014 года за нарушение условий контракта на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд будет взиматься неустойка.
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом"
Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок", вступающим в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2014 года, предусматривается ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в виде уплаты неустойки (штрафа, пени).
В целях реализации положений названного закона утверждены Правила, положениями которых устанавливается порядок определения размера штрафа и пени для случаев нарушения исполнения стороной контракта принятых обязательств.
Согласно документу размер штрафа должен определяться в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к цене контракта.
Так, например, определено, что заказчиками в контракте могут устанавливаться, в частности, следующие размеры штрафов: от 10 до 15 процентов, в случае если цена контракта составляет от 3 до 5 млн рублей; не более одного процента, если цена контракта превышает 100 млн рублей.
За нарушение обязательств заказчиком размеры штрафов могут составлять в том числе: от 3 до 2,5 процентов, если цена контракта не превышает 3 млн рублей; от 1 до 0,5 процента, если цена контракта превышает 100 млн рублей.
Кроме того, устанавливается формула для расчета суммы пени для случаев просрочки исполнения обязательств по контракту (расчет производится исходя из цены контракта, стоимости фактически исполненных обязательств и размера ставки, учитывающей количество дней просрочки исполнения обязательств).
С 1 января 2014 года, в связи с вступлением в силу закона о контрактной системе в сфере госзакупок, обновляется порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
Реестр размещается на сайте zakupki.gov.ru. Его ведением занимаются ФАС России и Рособоронзаказ.
Новым порядком, в частности, предусматривается, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр.
Обновленная форма реестра приведена в приложении к документу.
С момента начала действия документа признается утратившим силу постановление Правительства РФ от 15.05.2007 N 292, которым был установлен ранее действовавший порядок ведения такого реестра.
С 1 января 2015 года вступят в силу требования к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд и требования к форме планов-графиков.
Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг"
Предусмотрено, что порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, устанавливаемый соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, в течение 3 дней со дня его утверждения подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Установлен перечень лиц, которыми формируются и утверждаются планы-графики закупок.
Планы-графики закупок формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок в сроки, установленные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), с учетом установленных положений.
Внесение изменений в планы-графики закупок осуществляется в случаях, в том числе:
изменения объема или стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к осуществлению закупки, вследствие чего поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком закупок, становится невозможной;
изменения планируемой даты начала осуществления закупки, сроков или периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), этапов оплаты или размера аванса, срока исполнения контракта;
отмены заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком закупок.
В приложении к документу приведена форма плана-графика закупок.
С 1 января 2015 года вступят в силу требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд и требования к форме планов закупок.
Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг"
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, устанавливаемый соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, в течение 3 дней со дня его утверждения подлежит размещению в единой информационной системе, а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Предусмотрен перечень лиц, которыми формируются и утверждаются планы закупок.
Планы закупок формируются на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) в сроки, установленные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), с учетом установленных положений.
План закупок на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем изменения параметров планового периода утвержденного плана закупок и добавления к ним параметров 2-го года планового периода. Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, закона субъекта РФ о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В приложении к документу приведена форма плана закупок.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, реестр банковских гарантий, выданных участникам закупок, будет размещен на официальном сайте РФ.
Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Банковские гарантии принимаются в качестве обеспечения заявок и исполнения госконтрактов в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В реестр включаются банковские гарантии, которые выданы банками, включенными в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для целей налогообложения (ст. 176.1 НК РФ).
Ведение реестра осуществляет Федеральное казначейство.
В реестр включается информация и документы, указанные в части 9 статьи 45 названного Закона, а также сведения о наименовании и местонахождении заказчика, его ИНН, идентификационный код закупки, сведения об отказе в принятии банковской гарантии (при их наличии).
Правительством РФ определены также форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и перечень документов, представляемых заказчиком одновременно с указанным требованием (подтверждающих в том числе наступление гарантийного случая и полномочия лица, подписавшего требование).
Утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р "О перечне товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме"
В указанный перечень включены, в частности, нефть и газ природный и услуги, связанные с их добычей, изделия табачные, древесина и изделия из дерева, нефтепродукты, металлы, офисное оборудование и вычислительная техника, медицинские изделия, услуги по розничной торговле моторным топливом, услуги по финансовому посредничеству, услуги, связанные с недвижимым имуществом, услуги по чистке и уборке общего назначения.
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2014 года.
Утвержден перечень банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок.
Распоряжение Правительства РФ от 30.10.2013 N 1999-р "О перечне банков"
Определена организация деятельности контрактной службы, создаваемой заказчиками, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей.
Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе"
Контрактная служба создается в целях обеспечения планирования и осуществления государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Определены основные принципы создания службы, ее функции и полномочия.
Служба создается путем выделения отдельного структурного подразделения либо утверждения постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы без образования структурного подразделения. Структура и численность службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее 2-х человек. Службу возглавляет руководитель.
Приказ вступит в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений
Минэкономразвития России подготовлены наглядные методические разъяснения по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с применением различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Разъяснения Минэкономразвития России от 22.10.2013 "Методические разъяснения по осуществлению закупок с применением различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ"
Порядок регистрации пользователей на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разъяснен в части указания кода органа Федерального казначейства, присваиваемого Федеральным казначейством при регистрации на официальном сайте и получении уполномоченными лицами организации сертификатов ключей проверки ЭП ООС.
Письмо Казначейства России от 15.10.2013 N 42-7.4-05/12.2-631 "О разъяснении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), утв. Приказом Минэкономразвития России N 508, Казначейства России N 14н от 10.08.2012"
Установлен порядок размещения на сайте zakupki.gov.ru информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода такой системы в эксплуатацию.
Постановление Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию"
Определено, в частности, что информация размещается на общедоступной части сайта после подписания документа, содержащего такую информацию, электронной подписью уполномоченного на размещение ее в Интернете лица, а также в закрытой части сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на сайте.
При внесении изменений в такую информацию на сайте остаются доступными для ознакомления посетителями сайта предыдущие редакции изменяемых документов.
Определены требования к банкам, в которых открываются счета операторам электронных площадок для учета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в закупках для государственных (муниципальных) нужд.
Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 N 901 "О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, и требованиях к условиям договоров о ведении счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком, для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок"
Финансовая устойчивость банков оценивается, в частности, по следующим критериям: участие банка в системе страхования вкладов физических лиц (с учетом показателей оценки активов, доходности, ликвидности и структуры собственности); отсутствие запрета ЦБР на привлечение вкладов физических лиц; наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 15 млрд. рублей.
Согласно Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок..." условия договоров о ведении счетов для учета средств, поступающих в качестве обеспечения заявок участников закупок, также должны отвечать определенным условиям.
Так, например, в договоре должны быть прописаны: порядок распределения ответственности между банком и оператором электронной площадки перед участниками закупок за несоблюдение срока возврата внесенных денежных средств; порядок удовлетворения требований о возврате денежных средств и порядок их списания; расчет уплачиваемых банком процентов; порядок расчета вознаграждения за услуги по обслуживанию счета и др.
Определены правила обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 - 2015 годы, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей.
Приказ Минэкономразвития России от 10.10.2013 N 578 "Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей"
Обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также в виде очных публичных слушаний.
Обсуждение проводится в 2 этапа. Первый этап заключается в обсуждении на сайте и в рамках очных публичных слушаний информации о закупке, включенной в план-график. На втором этапе на сайте обсуждается информация о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке.
По результатам обсуждения могут быть внесены изменения в планы-графики, извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.
Расчет (обоснование) начальной (максимальной) цены госконтракта подлежит размещению в открытом доступе в сети Интернет.
Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определен перечень методов, в соответствии с которыми определяются и обосновываются заказчиком начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК).
В целях оказания методической помощи заказчикам разработаны рекомендации по применению поименованных в законе методов расчета и обоснования НМЦК.
Определено также, что рекомендации применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Рекомендации содержат перечень действий, выполняемых заказчиками для целей осуществления закупок (в том числе: определение потребности в конкретных товарах (работах, услугах), требований к ним, проведение исследования рынка, выбор применяемого метода определения НМЦК, осуществление расчета и формирование обоснования НМЦК), а также подробное описание методов расчета НМЦК (метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод).
С 1 января 2014 года расширен перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера"
Ранее применявшийся перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2006 года N 261-р, признан утратившим силу.
Минэкономразвития России напоминает о необходимости своевременной и оперативной организации повышения квалификации членов комиссии по осуществлению закупок.
Письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 N Д28и-1070 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Утверждены особенности размещения на сайте zakupki.gov.ru планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, действующие с 1 января 2014 года.
Приказ Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы"
План-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика, а также способом определения поставщика в соответствии с решением Правительства РФ.
Планы-графики (кроме содержащих гостайну) подлежат размещению на сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В отдельных случаях такое размещение осуществляется в день утверждения плана-графика.
Изменения в размещенный график вносятся не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика.
Документом определяются также особенности заполнения планов-графиков по установленной форме, утвержденной совместным Приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 N 761/20н.
С 1 января 2014 года вступит в силу новый порядок ведения реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, военная продукция которых не имеет российских аналогов.
Постановление Правительства РФ от 19.09.2013 N 826 "Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники"
Предусмотрено, что Реестр является федеральной информационной системой, содержащей сведения:
о единственных поставщиках российских вооружения и военной техники - организациях, являющихся единственными производителями этих вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов;
о российских вооружениях и военной технике и отдельно поставляемых агрегатах, узлах, блоках и комплектующих изделиях, входящих в состав систем, комплексов этих вооружений и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными поставщиками.
Реестр ведется Рособоронзаказом на электронных носителях (ранее на бумажных и электронных носителях) путем внесения в него реестровых записей.
Предусмотрены состав сведений, включаемых в реестр, условия включения организации в реестр, порядок включения сведений в реестр и предоставления сведений из реестра.
С указанной даты утратит силу Постановление Правительства РФ от 14.01.2008 N 7 "Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники".
С 1 января 2014 года вступит в силу Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков, возможности заключения контракта с единственным поставщиком.
Приказ Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
Определены правила согласования проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением с ФАС России, Рособоронзаказом, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.
Для получения согласования заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение направляют в указанные органы письменное обращение. По результатам рассмотрения обращения орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения.
Определены размеры начальной цены контракта, при превышении которых участник закупки обязан предоставлять заказчику дополнительные сведения.
Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию"
С 1 января 2014 года устанавливаются следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность участника закупки, с которым заключается контракт, предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, а также размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд.
Федеральными органами власти в сфере госзакупок определены Минэкономразвития России, ФАС России и Рособоронзаказ.
Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
На Минэкономразвития России возложены функции регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; этому министерству предоставлены полномочия по принятию ряда подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих контрактную систему в сфере госзакупок.
Федеральная антимонопольная служба уполномочена на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей, а Рособоронзаказ - на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к оборонному заказу, но сведения о которых составляют государственную тайну, а также на согласование применения при этом закрытых способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Данное Постановление, так же как и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положения, касающегося отмены полномочий Минэкономразвития России по определению порядка пользования официальными сайтами для размещения информации о госзаказе, которое вступит в силу с даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок.
На Минэкономразвития России возложены полномочия по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок.
Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 727 "Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок"
Кроме того, Министерство будет осуществлять функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в указанной системе и порядка пользования.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Утвержден план мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в соответствии с которым в 2013 - 2015 годах Правительство РФ должно разработать и принять 53 нормативных правовых акта.
План мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
ПРОЕКТЫ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ В СТАДИИ РАССМОТРЕНИЯ:
Проект Постановления Правительства РФ
"Об установлении порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения"
Проект "Плана мероприятий по внедрению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 год"
Проект Приказа Казначейства России
"Об утверждении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)"
Проект Федерального закона N 438981-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.01.2014)
Проект Федерального закона N 436462-6
"О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части ограничения доступа иностранных поставщиков"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.01.2014)
Проект Постановления Правительства РФ
"Об утверждении общих правил нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Проект Приказа Минэкономразвития России
"Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Проект Постановления Правительства РФ
"Об утверждении порядка осуществления банковского сопровождения контрактов, а также случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд"
Проект Приказа Минфина России
"Об утверждении Порядка формирования уникального номера реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и реестре контрактов, содержащем сведения, составляющие государственную тайну"
Проект Приказа Минэкономразвития России, Казначейства России
"Об утверждении положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153589/?frame=3
© КонсультантПлюс, 1992-2014