Вводится новая система расчёта тарифов (так называемых сбытовых надбавок) на услуги гарантирующих поставщиков электроэнергии
Правительство готовится внедрить новую модель расчёта тарифов для энергосбытовых компаний – гарантирующих поставщиков электроэнергии. Первая часть работы сделана – разработан соответствующий проект постановления правительства. Участники рынка единогласно поддерживают изменения, но пока немного насторожены: конкретные цифры, которые окажут влияние на деятельность компаний, ещё неизвестны.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) разработала проект постановления правительства, которым вводится новая система расчёта тарифов (так называемых сбытовых надбавок) на услуги гарантирующих поставщиков электроэнергии. Документ уже направлен в аппарат правительства.
Впервые об изменении тарифообразования на услуги гарантирующих поставщиков заговорили в 2012 году. ФСТ, регулятор услуг естественных монополий, отмечала ряд проблем, присущих классическому методу экономически обоснованных затрат. Если говорить просто, этот метод заключается в том, что компании предоставляют региональному регулятору расчёты, относительно того, сколько средств им необходимо для осуществления деятельности. Часть затрат регулятор учитывает, часть – «срезает». Следствием этой системы было неэффективное регулирование: завышенные издержки некоторых компаний перекладывались на потребителей, или же, наоборот, регулятор лишал энергосбыт части действительно нужных расходов.
Изменение принципов регулирования сбытовых надбавок связано с необходимостью избавления конечных потребителей энергоресурсов от неэффективности поставщиков.
Стандартизация услуг
Деятельность по сбыту электрической энергии в разных регионах достаточна однотипна. Энергосбыты имеют похожий набор функций: закупают электроэнергию на оптовом рынке, взамодействуют с сетевыми компаниями, ведут счета клиентов и выписывают квитанции, организовывают кол-центры и офисы для офлайнового обслуживания потребителей. Поэтому этот вид деятельности достаточно просто нормировать. Проблемы с расчётом тарифов возникают в деталях. Какие-то компании борются с неплатежами, взыскивают дебиторскую задолженность, сокращают издержки посредством выбора более эффективных каналов продаж, то есть работают эффективно. А другие – нет. Потребители становятся заложниками этой неэффективности, когда все издержки гарантирующего поставщика включают в его тариф.
Или другая ситуация: когда тарифная база гарантирующего поставщика необоснованно занижается региональными органами регулирования с целью снижения тарифов. Например, связанных с соблюдением стандартов качества обслуживания потребителей: расходы на кол-центры, выездные бригады для обслуживания клиентов в удалённой местности, траты на сокращение длительности ожидания в офисах центров очного обслуживания клиентов. То есть новый метод не только позволит исключить субъективность на включение того или иного вида затрат, но и позволит повысить качество обслуживания клиентов.
Эксперты и участники рынка поддерживают новый подход. Введение этого механизма поддерживается гарантирующими поставщиками, поскольку сбытовые надбавки многих из них недотягивают до уровня «эталонных затрат», эти компании работают в зоне убыточности. «Новая система расчёта сбытовых надбавок должна позволить эффективным сбытовым компаниям не просто покрывать свои расходы, но и иметь приемлемый уровень рентабельности», – полагает предправления партнёрства гарантирующих поставщиков.
Что дальше
Пока не ясно самое главное: нет конкретных расчётов «эталонных» расходов гарантирующих поставщиков, которые будут различаться в зависимости от региона, уровня цен и зарплат.
На текущем этапе зафиксированы принципы и подходы установления эталонной необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков на основе 10 основных категорий затрат. Базовые принципы расчёта будут утверждены постановлением правительства, которые заложат методические основы для установления сбытовых надбавок. Детали расчёта будут утверждаться методическими указаниями Федеральной службы по тарифам. В соответствии с проектом постановления ФСТ на согласование этого документа отводится шесть месяцев. В ходе согласования будут утверждаться в том числе и нормативы, например, связанные с необходимостью обслуживания кредитов из-за кассовых разрывов гарантирующих поставщиков, формирование резерва по сомнительным долгам и прочее. А также нормативный правовой акт, который определит критерии качества очного и заочного обслуживания потребителей.
Самой методики сравнения аналогов, значений эталонов пока нет даже в проекте. Кроме того, на законодательном уровне предстоит принять критерии обеспечения обслуживания потребителей, которые также лягут в основу определения выручки гарантирующих поставщиков по новой методике. А это самое главное, поскольку сейчас в проекте обозначена только некая канва, по какому принципу будет формироваться необходимая валовая выручка гарантирующих поставщиков, но что конкретно ляжет расчёт эталонных затрат и эталонной выручки станет понятно, только когда будут разработаны и выпущены соответствующие нормативные документы.
Поэтапный переход
Переход к расчётам сбытовой надбавки по методу эталонных затрат произойдёт не одномоментно – предусматривается несколько этапов. Так, в 2015 году для расчёта сбытовой надбавки будут полностью учтены экономически обоснованные расходы. В 2016 году их доля составит 60% (40% будет рассчитываться по «эталону»). В 2017 году доля снизится до 30%, а окончательный переход на «эталоны» произойдёт в 2018 году. Переходный период 2016–2017 годов обеспечит плавное изменение сбытовых надбавок, а также позволит компаниям оптимизировать свои бизнес-процессы и структуру расходов. За счёт поэтапного внедрения будет снята острота с такой темы, как задолженность энергосбытам. «К моменту перехода на 100% установление сбытовой надбавки методом сравнения аналогов, должны в полной мере заработать меры по усилению платёжной дисциплины за потреблённые энергоресурсы на розничном рынке (бюджетные гарантии, усиление финансовой и административной ответственности, пени за просрочку и др.), которые должны существенным образом повлиять на величину просроченной дебиторской задолженности.