Новый законопроект Минэкономики может ужесточить правила закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Новый законопроект Минэкономики может ужесточить правила закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) на 2 трлн руб. Это последний крупный сегмент рынка, в котором преобладают "иные неконкурентные способы" госзакупок. Регламентация торгов таких учреждений является частью более масштабного плана ведомства по унификации действий госзаказчиков — часть из них пока все еще полностью выпадает из общих рамок регулирования.
Государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ГУП и МУП) могут ужесточить правила проведения госзакупок — соответствующий законопроект был направлен Минэкономики в правительство. Документ, как следует из пояснительной записки, был подготовлен по поручению правительства от 5 мая 2015 года.
Сейчас ГУПы и МУПы проводят закупки по 223-ФЗ - его положения позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности, но оставляют и возможности для коррупционного сговора отдельных заказчиков. Так, часто при формировании закупочной политики заказчики с помощью различных наименований способов закупок "маскируют" закупку у единственного поставщика - в 2014 году в закупках ГУПов и МУПов таких торгов было 20,1 %, на "иные неконкурентные способы" пришлось 62,3%, что негативно влияет на прозрачность и конкуренцию, отмечают в Минэкономики.
Сейчас в России зарегистрировано 3,7 тыс. ГУПов и 8, 2 тыс. МУПов - совокупный объем их закупок в прошлом году составил 1,844 трлн руб. Большая часть из них (43% или 800 млрд руб.) была потрачена на закупку строительной продукции и услуг, треть (31% или 582 млрд руб.) — на продукцию и услуги обрабатывающей промышленности.
Закупки услуг, связанных с недвижимостью, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью, составили 131,8 млрд руб. (7,13%), еще 76 млрд руб. (4%) учреждения потратили на финансовых посредников. Крупнейшими по объему закупок, как отмечают авторы документа, являются ГУП "Московский метрополитен" и ФГУП "Спецстройинжиниринг" при Спецстрое России.
Проект Минэкономики был без замечаний согласован Минфином и ФАС, заключения Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве разработчики обещают представить в правительство позже. Предложение ведомства — часть согласованной с ФАС работы по унификации госзакупок для всех типов заказчиков. Так, "Ъ" уже писал о предложении ведомства усилить контроль для госкомпаний (подробнее см. "Ъ" от 15 июля), а в начале этого месяца правительство внесло в Госдуму законопроект, предполагающий упорядочивание возможных для них типов закупок по образцу более жесткого закона о контрактной системе.
Объем госзакупок новой категории заказчиков, который теперь может попасть под контроль Минэкономики и ФАС, составляет 10% госзаказа.
Вне действия и 44-ФЗ, и 223-ФЗ пока полностью остаются автономные некоммерческие организации — в частности, одним из организаторов Универсиады в Казани в 2013 году стоимостью около 300 млрд руб. являлась как раз такая организация. Другой пример — Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. "К такому типу организаций с неконтролируемыми госзакупками относятся и ФГУПы Спецстроя, один из которых являлся генподрядчиком ремонтных работ, проводившихся в обрушившейся в Омске казарме учебного центра ВДВ".
Опасения министерства вызывает не доля ГУПов и МУПов на рынке госзакупок, а более масштабная проблема финансирования через эти предприятия бюджетных строек путем перечисления им субсидий, чем наиболее активно пользуются власти субъектов РФ", такая схема, позволяет ГУПам и МУПам бесконтрольно заключать контракты у единственного поставщика или в рамках 223-ФЗ, осваивая миллиардные ассигнования.