Госконтракты переводят на сопровождение в Федеральное казначейство.
Авансы по госконтрактам свыше 1 млрд руб. в этом году уже перечисляются на счета, открытые в Федеральном казначействе
Исполнители госконтрактов, которыми предусмотрены авансы от 30 до 80%, должны указывать условие об открытии счетов в Федеральном казначействе, говорится в письме Минфина и казначейства. Положение не распространяется на контракты, заключенные до 2 апреля 2015 г.
Риски неисполнения контрактов с авансами сохраняются, писал Минфин в докладе о повышении эффективности расходов бюджета: в отдельных случаях аванс достигает 80–100% суммы контракта. Фактически государство выступает инвестором и дает поставщикам беспроцентные кредиты в виде авансов.
По данным Счетной палаты, долг по авансам в 2014 г. достиг 2,5 трлн руб., или 95% дебиторской задолженности по расходам. «Мы выдали аванс, но не получили ни работы, ни оборудования», – утверждает председательница Счетной палаты Татьяна Голикова: проблема связана с фирмами-однодневками.
Авансы по госконтрактам свыше 1 млрд руб. в этом году уже перечисляются на счета, открытые в Федеральном казначействе. Минфин предлагает ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе с 2017 г. на постоянной основе. Такая практика уже получила положительные отзывы участников закупочного процесса. По одному из госконтрактов на возведение домов был выдан аванс 800 млн руб., вспоминает сотрудник одной из строительных компаний, а постройка была оценена всего в 150 млн. Иногда участники торгов вообще не способны выполнить госзаказ и, получив аванс, бросают объект, продолжает он.
Контролировать расходование средств несложно, для этого четко формулируются обязательства в договоре, но часто заказчики сталкиваются с фирмами-однодневками. Когда заказчик выплачивает аванс, он не застрахован от того, что компания просто исчезнет.
Проблем с исчезновением авансов почти нет, возражает Екатерина Смирнова из юридической компании «Яковлев и партнеры», большинство контрактов их не предусматривает, а по контрактам до 150 млн руб. их просто не бывает, бизнес привык вкладывать собственные средства, а обязательства по контрактам с авансом обеспечиваются банковской гарантией.
Гарантии обеспечивают возврат аванса, но их можно получить в некачественных банках, формально соответствующих требованиям Минфина. Около 50% рынка занимают фальшивые банковские гарантии, которые может получить любая компания. А добросовестные банки отказывают бизнесменам в гарантиях, получить их стоит дорого, иногда требуется залог имущества.
С переводом аванса в Федеральное казначейство банковские гарантии будут не нужны, но такие платежи будут проходить очень долго, не все субподрядчики будут устраивать казначейство, что затруднит реализацию проекта.
Сейчас большинство подрядчиков все равно упорно пытаются получить именно банковскую гарантию. Сейчас банки резко увеличили плату за выдачу гарантий, это сильно влияет на рентабельность работ, поэтому перевод аванса в Федеральное казначейство для исполнителей контрактов выгоден.