Об утверждении Регламента реализации Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области полномочий главного администратора доходов бюджета Московской области по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним.
МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 сентября 2023 г. N 11-140/РВ-01
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВОМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И СВЯЗИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВНОГО
АДМИНИСТРАТОРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ВЗЫСКАНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ
В БЮДЖЕТ, ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО НИМ
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.11.2022 N 172н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним":
1. Утвердить прилагаемый Регламент реализации Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области полномочий главного администратора доходов бюджета Московской области по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Пещерскую Е.Ю.
Министр государственного управления,
информационных технологий
и связи Московской области
Н.В. Куртяник
Утвержден
распоряжением Министерства
государственного управления,
информационных технологий
и связи Московской области
от 27 сентября 2023 г. N 11-140/РВ-01
РЕАЛИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЛНОМОЧИЙ АДМИНИСТРАТОРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ВЗЫСКАНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТ,
ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО НИМ
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент реализации Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (далее - Министерство) полномочий администратора доходов бюджета Московской области по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним (далее - Регламент) разработан в целях реализации комплекса мер, направленных на улучшение качества администрирования доходов бюджета Московской области (далее - областной бюджет), повышения эффективности работы с просроченной дебиторской задолженностью и принятия своевременных мер по ее взысканию.
2. Регламент регулирует отношения, связанные с осуществлением Министерством полномочий по контролю за поступлением неналоговых доходов, полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в областной бюджет, пеням и штрафам по ним.
3. В целях настоящего Регламента просроченной дебиторской задолженностью является неисполненное в установленный срок физическим или юридическим лицом (далее - должник) обязательство о перечислении денежных средств в областной бюджет по доходам, администрируемым Министерством.
4. Работа с дебиторской задолженностью осуществляется управлениями Министерства (далее - структурные подразделения Министерства) в части выполнения задач, установленных положениями об управлениях, направленных на реализацию полномочий Министерства, установленных Положением о Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, утвержденном постановлением Правительства Московской области от 13.06.2012 N 820/19 "Об утверждении Положения о Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области и установлении штатной численности Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области" и исполнение мероприятий государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2023-2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1059/35 "О досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018-2024 годы и утверждении государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2023-2030 годы".
5. Государственные казенные учреждения, в отношении которых Министерство осуществляет полномочия и функции учредителя (далее - Учреждение), осуществляющие отдельные полномочия по начислению и учету платежей, извещают Министерство об ожидаемых к поступлению в бюджет доходах в порядке, установленном Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
Порядок организации работы по взысканию Учреждением дебиторской задолженности устанавливается нормативным актом учреждения.
II. Мероприятия по недопущению образования просроченной
дебиторской задолженности по доходам, выявлению факторов,
влияющих на образование просроченной дебиторской
задолженности по доходам
6. Отдел бухгалтерского учета и отчетности Управления бухгалтерского учета, правовой и кадровой работы Министерства осуществляет следующие мероприятия (далее - отдел бухгалтерского учета и отчетности):
1) осуществляет контроль:
за полнотой и своевременностью осуществления платежей в областной бюджет, пеням и штрафам по ним, по закрепленным источникам формирования доходов областного бюджета, за фактическим зачислением платежей в областной бюджет в размерах и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, государственным контрактом (договором);
за погашением (квитированием) начислений соответствующими платежами, являющимися источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), предусмотренной статьей 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" за исполнением графика платежей в связи с предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты платежей и погашением дебиторской задолженности по доходам, образовавшейся в связи с неисполнением графика уплаты платежей в областной бюджет, а также за начислением процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку и пени (штрафы) за просрочку уплаты платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) проводит инвентаризацию расчетов с должниками, включая сверку данных по доходам областного бюджета на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в том числе в ИС УНП, в целях оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам, признания дебиторской задолженности по доходам сомнительной;
3) направляет предложения в комиссию по рассмотрению вопросов о признании безнадежной или сомнительной задолженности по платежам в бюджет (далее - комиссия) для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и ее списании;
4) осуществляет взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по Московской области (далее - УФК по Московской области) в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2022 N 198н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации";
5) осуществляет сверку отчетных данных бюджетного учета администрируемых доходов бюджета Московской области с отчетными данными УФК по Московской области. В случае выявления расхождений между отчетными данными УФК по Московской области и данными бюджетного учета и устанавливает причины расхождения и принимает меры по их устранению;
6) ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в адрес ответственного структурного подразделения, правового отдела Управления бухгалтерского учета, правовой и кадровой работы Министерства (далее - правовой отдел) служебную записку со сведениями о дебиторской задолженности с указанием срока ее возникновения. При проведении годовой инвентаризации данные о задолженности направляются в установленные для проведения инвентаризации сроки;
7) проводит иные мероприятия в целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявления факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам, определенные исходя из функциональной и организационной структуры администратора доходов бюджета.
7. Структурные подразделения Министерства осуществляют следующие мероприятия:
1) обеспечивают своевременное и правильное начисление неустойки (штрафов, пени);
2) осуществляют контроль за своевременным начислением административных штрафов лицам - плательщикам платежей в бюджет Московской области;
3) обеспечивают своевременное составление первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), передачу в отдел бухгалтерского учета и отчетности первичных документов, а также поступивших копий судебных актов, исполнительных листов и других документов, для отражения в бюджетном учете содержащихся в них данных;
4) проводят мониторинг финансового (платежного) состояния должников, в том числе при проведении мероприятий по инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, в частности на предмет наличия сведений о направлении требования об уплате платежа, о направлении претензии об уплате платежа, о направлении искового заявления в суд, о направлении документов судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, об исполнительном производстве, в связи с неуплатой платежа, о возбуждении судебным приставом-исполнителем исполнительного производства о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве;
5) исходя из функциональной и организационной структуры администратора доходов бюджета проводят иные мероприятия в целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявления факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам.
III. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности
по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока
уплаты соответствующего платежа в областной бюджет до начала
работы по принудительному взысканию)
8. В целях урегулирования просроченной дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока уплаты соответствующего платежа в бюджет Московской области (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию), образования просроченной дебиторской задолженности:
1) структурные подразделения Министерства:
направляют требования должнику о погашении образовавшейся задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования);
направляют претензии должнику о погашении образовавшейся задолженности в досудебном порядке в установленный законом или договором (контрактом) срок досудебного урегулирования в случае, когда претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен процессуальным законодательством Российской Федерации, договором (контрактом);
рассматривают вопрос о возможности расторжения договора (государственного контракта), предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности по доходам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) правовой отдел:
направляет в уполномоченный орган по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, уведомления о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией при предъявлении (объединении) требований в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
8. Соответствующее структурное подразделение Министерства при выявлении в ходе контроля за поступлением доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, контроля за надлежащим исполнением договоров (контрактов) нарушений контрагентом условий договора (контракта) в части, касающейся уплаты денежных средств, в срок, предусмотренный договором (контрактом), но не позднее 30 календарных дней со дня образования просроченной дебиторской задолженности:
1) производит расчет задолженности по пеням и штрафам;
2) направляет должнику требование (претензию) о погашении задолженности с приложением расчета задолженности по пеням и штрафам.
9. Требование (претензия) об имеющейся просроченной дебиторской задолженности и пени направляется в адрес должника по почте заказным письмом или в ином порядке, установленном законодательством Российской Федерации или договором (контрактом).
10. При добровольном исполнении обязательств в срок, указанный в требовании (претензии), претензионная работа в отношении должника прекращается.
IV. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской
задолженности по доходам
11. При отсутствии добровольного исполнения претензии (требования) должником в установленный для погашения задолженности срок взыскание задолженности производится в судебном порядке.
12. Взыскание просроченной дебиторской задолженности в судебном порядке осуществляется в сроки и в порядке, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
13. Правовой отдел во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства в течение 30 рабочих дней с даты получения от отдела бухгалтерского учета и отчетности информации об отсутствии добровольного исполнения претензии (требования) должником в установленный для погашения задолженности срок, подготавливает и направляет исковое заявление о взыскании просроченной дебиторской задолженности в суд или заявление о выдаче судебного приказа или заявление о включении требований Министерства в реестр требований кредиторов должника, обеспечивает дальнейшее представление интересов Министерства в суде.
14. В течение 10 рабочих дней со дня поступления в Министерство исполнительного документа правовой отдел направляет его для принудительного исполнения в порядке, установленном действующим законодательством.
15. При принятии судом решения о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований правовой отдел обеспечивает принятие исчерпывающих мер по обжалованию судебных актов.
16. Документы о ходе претензионно-исковой работы по взысканию задолженности, в том числе судебные акты, оформленные на бумажном носителе, хранятся в архиве Министерства в течение срока, установленного действующим законодательством.
V. Мероприятия по наблюдению за платежеспособностью должника
в целях обеспечения исполнения дебиторской
задолженности по доходам
17. На стадии принудительного исполнения ФССП судебных актов о взыскании просроченной дебиторской задолженности с должника правовой отдел осуществляет при необходимости взаимодействие со службой судебных приставов, включающее в себя:
1) запрос информации о мероприятиях, проводимых приставом-исполнителем, о сумме непогашенной задолженности, о наличии данных об объявлении розыска должника, его имущества, об изменении состояния счета (счетов) должника, его имущества и т.д.;
2) мониторинг эффективности взыскания просроченной дебиторской задолженности в рамках исполнительного производства.