Можно ли заключить договор подряда с физ.лицом на выполнение работ по охране объекта?
Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Разъяснение:
Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг
Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе с взыскателем.
(п. 8 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
(п. 6 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
ст. 3, Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.07.2013) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Статья 11.1. Правовой статус частного охранника
Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;
(п. 8 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
(п. 9 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
(п. 10 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(п. 11 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.
ст. 11.1, Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.07.2013) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
(введена Федеральным законом от 15.11.2010 N 298-ФЗ)
В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
ст. 12.1, Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.07.2013) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Раздел V. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЧАСТНОЙ
ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 16. Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия
В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специальные средства только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
(часть первая в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)
немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.
(часть третья в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Применение охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Статья 17. Применение специальных средств
На частную охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Текст первоначальной редакции пункта 1 части второй приведен в соответствие с публикацией в "Российской газете", N 100, 30.04.1992. В "Ведомостях СНД РФ и ВС РФ", 23.04.1992, N 17, ст. 888 текст пункта 1 части второй опубликован в следующей редакции:
"1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;".
1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;
2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 118-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Статья 18. Применение огнестрельного оружия
Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)
3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)
О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.
Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.07.2013) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Вопрос: Правомерно ли использовать в штатном расписании общества профессию сторожа (вахтера) после вступления в силу с 01.01.2010 изменений в Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Рабочая инструкция сторожа (вахтера) составлена в соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31 (ред. от 24.11.2008), и предусматривает выполнение таких видов работ, как дежурство на проходной, пропуск на территорию предприятия транспорта по предъявлении соответствующих документов, сверка соответствующих документов с фактическим наличием груза, объезд территории, проверка целостности охраняемого объекта, поддержание связи с охранными (тревожная кнопка) и пожарными организациями.
Со сторожами (вахтерами) заключены трудовые договоры. Профессия сторожа (вахтера) внесена в Классификатор должностей служащих общества (Приложение N 1 к Положению об оплате труда коллективного договора на 2010 - 2012 гг.) и в штатное расписание.
Имеет ли право общество в период действия Закона РФ N 2487-1 использовать для осуществления пропускного режима и охраны собственных объектов работников с профессией сторожа (вахтера) без получения специальных разрешений, лицензий?
Ответ: Поскольку общество не оказывает охранных услуг, Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 22.12.2008) (далее - Закон N 2487-1) на деятельность общества не распространяется, выполнение работы штатными работниками по профессии сторожа не нарушает требования законодательства. Таким образом, общество в период действия Закона N 2487-1 имеет право использовать для осуществления пропускного режима и охраны собственных объектов труд работников с профессией сторожа (вахтера) без получения специальных разрешений, лицензий.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 2487-1 (ред. от 22.12.2008) охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 2487-1 оказание услуг в сфере охраны разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Таким образом, правило об обязательном получении лицензии на осуществление охранной деятельности установлено только для охранных предприятий, которые специально учреждаются для оказания услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
На основании ч. 5 ст. 3 Закона N 2487-1 физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Оказание услуг регулируется гл. 39 Гражданского кодекса РФ. Так, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (на основании п. 1 ст. 779 ГК РФ).
В то же время в ст. 56 Трудового кодекса РФ предусмотрено понятие трудового договора, согласно которому трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Следовательно, запрет, установленный в ч. 5 ст. 3 Закона N 2487-1, распространяется, только если сторожа осуществляют охрану на основании гражданско-правовых договоров.
Таким образом, если сторожа осуществляют охрану общества не на основании договора об оказании охранных услуг, а оформлены на работу в общество по трудовому договору, то никакой специальной лицензии на охранную деятельность ни обществу, ни сторожам получать не требуется.
Каких-либо правил, устанавливающих обязательное требование для работодателей о найме на работу в качестве сторожей только лиц, имеющих соответствующие лицензии, названный выше Закон не устанавливает. Такое требование не установлено и иными законодательными актами.