Экспертиза. Кто может дать экспертное заключение?
Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.
Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.
При поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.
В случае проведения экспертизы в негосударственной экспертной организации судом выясняются перечисленные в первом абзаце настоящего пункта сведения, касающиеся профессиональных данных эксперта, в определении о назначении экспертизы указываются наименование негосударственной экспертной организации, а также фамилия, имя, отчество эксперта.
Многие участники судебного процесса озадачиваются вопросами:
- «Что такое статус «эксперт»?»
- «Какие документы подтверждают статус и компетенцию судебного эксперта?»
- «Каким требованиям должен соответствовать статус внесудебного эксперта строителя, врача (проектировщика, автотехника, пожарного, патентного поверенного, программиста, технолога), вне штата государственного экспертного учреждения, для участия в судебной экспертизы и подачи заключения в суд?»…
О судебном эксперте в суде общей юрисдикции: - это лицо, владеющее спец. знаниями и назначенное судом в установленном процессуальном порядке (ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 55 АПК, ст. 57 УПК, ст. 79 ГПК), для дачи заключения и производства судебной экспертизы. Где видно чтобы закон требовал, чтобы судом назначенная экспертиза обязательно выполнялась штатными сотрудниками экспертного учреждения? Надо напомнить - в качестве эксперта привлекается любое лицо, владеющее знаниями необходимыми для дачи заключения.
Лицензирование видов деятельности в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 – ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон), за исключением видов деятельности, поименованных в п.2 ст.1 Закона.
На основании перечня лицензируемых видов деятельности, установленного ст.17 Закона, следует, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию. Исключение составляет деятельность по проведению специализированной экспертизы промышленной безопасности.
Нормативно-правовыми актами РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими, в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.
Таким образом, в соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации.
Статья 79. Назначение экспертизы
ГАРАНТ:
О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ см. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.
Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.
3. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Формулировки в процессуальном законодательстве РФ.
· Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).
· Производство экспертизы: 1) вне экспертного учреждения, конкретным экспертом (ч.4 ст.199 УПК РФ); 2) в экспертном учреждении (ч.1 ст.199 УПК РФ).
· Экспертиза проводится судебными госэкспертами по поручению руководителя судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих спец. знаниями (ч. 1 ст. 83 АПК РФ).
· Экспертиза проводится экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ).
· Экспертиза проводится и негосударственными судебно-экспертными организациями, лицами, обладающими специальными познаниями ... (ст. 41 Закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ".
Экспертиза может проводиться как государственными экспертными учреждениями так и негосударственными экспертными учреждениями.
Статус эксперта связан с его компетенцией.
Компетенция - полномочия, обязанности и права эксперта, знания в области методик, теории и практики судебной экспертизы конкретного рода - они определены в: ст. 55 АПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 57 УПК РФ, ст. ст. 16-17, 41 ФЗ "О гос. судебно-экспертной деятельности в РФ". И следует заметить, что вышесказанное относится как для негосударственных, так и для государственных экспертов.
Но компетенцию можно поделить на объективную, т.е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт и субъективную компетенцию – объем знаний, его образовательный уровень, экспертный стаж и пр.
Постановление Пленума ВАС РФ №66 от 20 декабря 2006 года (основной арбитражно-правовой ресурс, который раскрывает вопросы законодательства об экспертизе в арбитражном процессе).
Кратко по важным пунктам:
В п.1. ссылаясь на ч.1 ст.83 АПК РФ – «экспертизу руководитель поручает судебным госэкспертами гос. судебно-экспертного учреждения и др. экспертам обладающим спец. знаниями».
В п.2. говорится «экспертиза может проводиться как в гос. судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной организации, либо могут привлекаться лица, владеющие спец. знаниями».
В том же пункте замечено (в целях избегания неаргументированной спекуляции), «заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только ввиду того, что оно проведено не в государственном экспертном учреждении».
Пункт 4. просто и понятно говорит о ч.2 ст. 107 АПК РФ и п.4 ст.82 АПК РФ которые требуют от суда решать вопросы: о размере вознаграждения эксперта (экспертного учреждения или организации), о сроке ее проведения, указать в судебном определнии Ф.И.О. эксперта.
Ст. 13 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" придерживается требований только к государственным экспертам. Все процессуальные кодексы и КоАП РФ содержат фразу - "обладание специальными знаниями".
Высшее образование эксперта.
ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" не указывает на конкретное высшее образование, процессуальные кодексы также «молчат».
С 2000 года Государственным образовательным стандартом ВВЕДЕНА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 351100 "Товароведение и экспертиза товаров", квалификация - товаровед-эксперт;
с 2003 года Государственным образовательным стандартом введена специальность 350600 "Судебная экспертиза", квалификация - судебный эксперт. Запомните - данными стандартами установлен 5-летний срок образования.
Постановлением Минтруда от 21.01.2000 года N 7 в квалификационный справочник должностей внесена специальность "специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)". К эксперту-автотехнику предъявляются требования в виде высшего профессионального (технического) образования (направление подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные средства" по специальности "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), стаж по специальности.
(Замечу - сравните вышесказанное о пятилетнем образовании, со 100-часовым обучением в доморощенных частных, так называемых школах.)
Верховный Суд РФ - о лицензировании экспертной деятельности (Определение 16 сентября 2004 года N КАС04-451 ВС РФ) пришел к выводу – лицензирование экспертной деятельности не требуется, т.к. ст.17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит указания на лицензирование экспертной деятельности. Назначенная судебная экспертиза является процессуальным действием.
При назначении экспертизы по арбитражным, уголовным, гражданским и делам судебный эксперт (государственный и негосударственный), предупреждается об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, а по административным делам - ст.17.9КоАП РФ несет ответственность за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК РФ.
Резюмируя вышесказанное - в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена и статусы государственного и негосударственного эксперта одинаковы.