Что такое "бюджетное правило"? Как оно влияет на экономику России?
Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб. на момент разделения) и Фонд национального благосостояния $31,98 миллиард (782,8 млрд руб. на момент разделения).
На основе рекомендаций Международного валютного фонда Правительством Российской Федерации было установлено правило для формирования бюджета на период 2008—2010 годов:
величина ненефтегазового дефицита бюджета — 4,7 % ВВП
нефтегазовый трансферт — объема нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета — 3,7 % ВВП.
То есть подразумевалось, что возможно «безопасно» выполнять заимствования в размере 1 % ВВП для финансирования дефицита бюджета. Пороговый объем Резервного фонда был установлен равным 10 % ВВП. После преодоления данного порога нефтегазовые доходы должны были направляться в Фонд национального благосостояния.
В связи с кризисом 2008 года, указанное выше правило перестало действовать. Новой ценой отсечения стал уровень 45 — 50 долларов за баррель, который обечпечивал нефтегазовые доходы на уровне 4,7 % ВВП. В 2011 году пороговый объем Резервного фонда был установлен в размере 7 % ВВП.
В 2012 году было предложено бюджетное правило, включавшее два новшества:
цена отсечения нефтегазовых доходов должна не прогнозироваться, а рассчитываться на основе статистических данных за предыдущие годы как трендовый показатель;
объем расходов бюджета должен определяться как сумма ненефтегазовых доходов и нефтегазовых доходов в рамках расчетной цены на нефть плюс максимально возможный дефицит бюджета в размере 1 % ВВП.
Официально бюджетное правило начало действовать с 1 января 2013 года. Цена отсечения рассчитывалась за период в пять лет и составила 91 доллар за баррель. Нужно отметить, что к 2018 году расчетный период должен составить десять лет. В 2014 году цена отсечения выросла до 92 долларов США за баррель.
Обострение внешнеполитической конфронтации России со странами Запада и ухудшение экономической ситуации требуют от руководства страны незамедлительных действий. Пресловутое импортозамещение пока оказывается скорее переходом не на отечественный продукт, а на китайский. Нужны кардинальные перемены.
Последняя неделя стала неделей откровений для Правительства России, экспертов и россиян. С трибун Госсовета зазвучали предложения по кардинальной смене экономического курса. Так, президент страны Владимир Путин опроверг экономические постулаты, которые внушались либералами последние 20 с лишним лет, и заявил, что отныне российская экономика будет ориентироваться на внутренний рынок, а не на мифические иностранные инвестиции.
Вопрос внешних заимствований, от которых Минфин отказался в текущем году, всегда вызывал множество нареканий в экспертной среде. В 2010 году Россия вернулась к практике размещения долговых бумаг с целью покрытия бюджетного дефицита. Однако, несмотря на то, что бюджет в 2011–2013 годах исполнялся с профицитом, Минфин почему-то от привлечения средств не отказался. При том что стабильно растущие доходы от экспорта энергоресурсов позволяли наращивать средства резервного фонда. 1 мая этого года совокупный объем средств резервного фонда достиг 87,94 млрд долларов. В связи с этим оставалось неясным, с какой целью Минфин в последние несколько лет обращался на внешний рынок за дополнительными деньгами, если государство не испытывало нехватки собственных средств.
Как бы там ни было, под давлением обстоятельств Минфин вынужден теперь отказаться от внешних заимствований. В частности, сыграло свою роль снижение рейтинговым агентством Standart&Poors кредитного рейтинга России с «BBB» до «BBB-», то есть до «негативного».
Это делает нецелесообразным привлечение заемных средств.
Нужно отметить, что игра в евробонды, которую начал Минфин в 2010 году при колоссальном росте поступлений в резервный фонд, привела к тому, что долговая нагрузка на государство увеличилась на 14,43 млрд долларов, составив в структуре госдолга 72,9%. Конечно на фоне крупных развитых стран государственный долг России небольшой. На 1 апреля 2014 года он составил всего 54,9 млрд долларов. Это один из самых низких показателей госдолга в Европе. А если обратиться за примером к США, в 2013 году он превысил цифру в 17 трлн.
Однако у этой медали есть обратная сторона. При низком долге госсектора у нас катастрофически высокий частный долг. В 2014 году он достиг 649,2 млрд долларов. При этом суммарный внешний долг России, по данным Центробанка, равен 727,1 млрд. И пугает не столько масштаб корпоративного долга, сколько его динамика. В двухтысячные годы внешний долг рос весьма стремительно.
Российский крупный бизнес на протяжении последних 10 лет весьма активно обращался за кредитами в зарубежные банки. Растущий спрос на иностранные источники объясняется выгодной разницей процентной ставки иностранных кредитов по сравнению с внутрироссийскими, а также более доступными условиями получения. Некоторые эксперты не склонны видеть в этом серьезной угрозы в силу того, что в России сложилась экспортная модель экономики. По их мнению, задолженность перед западными банками не страшна, пока долги обеспечены стабильным экспортом продукции.
При этом крупнейшие отечественные компании, имеющие серьезную внешнюю задолженность, связаны с энергоресурсами или другими сырьевыми товарами. Среди ключевых должников такие гиганты, как «Лукойл», «Евраз», «Русал», «Северсталь», «Транснефть», «Газпром» и «Роснефть». В частности, по данным Reuters, совокупная задолженность «Газпрома» и «Роснефти» составляет порядка 90 млрд долларов (почти в 2 раза больше, чем российский госдолг). При этом Standart&Poors оценивает сумму возврата, которую в этом и следующем году должна осуществить «Роснефть», – в 15 и 16 млрд долларов соответственно. Также существенная часть внешней задолженности приходится на пять крупнейших отечественных банков, которые должны зарубежным кредиторам порядка 60 млрд долларов.
Одной из угроз неуправляемого роста внешнего долга является превышение суммы долга над располагаемыми золотовалютными резервами. Чем это чревато? Золотовалютные резервы, как известно, используются в первую очередь для финансирования импорта, погашения внешнего государственного долга и стабилизации валютного рынка. Государство в случае ухудшения экономической ситуации вынуждено брать на себя финансирование долгов крупных корпораций.
Глубоко не вдаваясь в эти нюансы, достаточно еще раз обратить внимание на компании с наибольшими долгами – это стратегические корпорации, связанные с добычей энергоресурсов, от которых напрямую зависит наполнение бюджета. Очевидно, что отказаться от помощи этим компаниям государство не может.
Между тем соотношение величины внешнего долга и ЗВР существенно изменилось за последние несколько лет. Если в декабре 2011 года ЗВР покрывали 94,8% внешнего долга, то в мае 2014 резервами обеспечено уже лишь 65,3% долга.
Кроме того, что само по себе растущее бремя внешнего долга является серьезной угрозой, с этого года добавился еще один фактор. Это ухудшение отношений с США и Евросоюзом, которое уже начало сказываться на финансово-кредитной сфере. В условиях нарастающей конфронтации с Западом, при снижении суверенного кредитного рейтинга зарубежные банки могут отказать нашим компаниям в реструктуризации долгов, в переносе сроков выплат либо в дополнительных займах. Это в свою очередь может значительно ухудшить ситуацию с оттоком капитала.
Политические проблемы уже коснулись некоторых компаний. Причиной стали изменения, которые в этом году были внесены в условия кредитования иностранными банками. В кредитном договоре теперь появился пункт о немедленном погашении взятых займов или даже об объявлении заемщиком дефолта в случае введения санкций против компании или даже ее совладельца. Как отмечает Financial Times, банки и кредитные организации США и ЕС требуют, чтобы компании, избежавшие санкций, немедленно погасили кредиты в случае их введения. Хотя такая практика не является революционной. И в общем логично, что любой кредитор в условиях политической нестабильности желает себя обезопасить подобными условиями.
Реакция на такую меру ждать себя не заставила. Например, крупнейшая российская компания нефтехимического комплекса «Сибур», против совладельца которой – Геннадия Тимченко – власти США ранее ввели санкции, недавно взяла в Сбербанке кредит на 27 млрд рублей, отказавшись от зарубежного кредитора.
По данным Financial Times, западные банки уже сократили объем сотрудничества с РФ. Citigroup по итогам первого квартала 2014 года сократил инвестиции на 9% – до 9,4 млрд долларов. JP Morgan Chase решил инвестировать на 13% меньше – 4,7 млрд долларов. Также сворачивать бизнес в РФ стали и японские банковские группы – это Bank of Tokyo Mitsubishi UFJ и Sumitomo Mitsui Banking Corporation. Кстати, последний заморозил на некоторое время кредитные линии для нефтетрейдера Gunvor, ассоциированного с попавшим в санкционный список Тимченко. Также сложности возникли у горно-металлургического холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова. Буквально за несколько дней до подписания соглашения по экспортному финансированию в размере 1 млрд долларов – банк отказался от сделки.
Дальнейшее ухудшение ситуации, которое подогревается еще и сугубо экономическими причинами – это усугубление мирового кризиса, – может вызвать острый кризис ликвидности. В 2008–2009 годах это привело к тому, что государство было вынуждено взять на себя реструктуризацию и погашение долгов ряда компаний.
Текущая ситуация будет сохраняться и может быть либо усугублена, либо сглажена в зависимости от дальнейшего развития событий вокруг Украины. Но из этой истории важно сделать своевременные выводы. Минфин ранее уже заявил о том, что намерен впредь отслеживать все иностранные займы. Однако какие-то конкретные инструменты озвучены не были. Безусловно, положительным является отказ от государственных заимствований. Но тут, скорее, дело в полном отсутствии выгоды от привлечения средств в условиях негативного кредитного рейтинга. Конечно, и Запад, вероятно, не желает усугублять ситуацию. Иностранный капитал все же заинтересован в сотрудничестве, а не в конфронтации.
Но, так или иначе, зависимость российского бизнеса от западной финансовой системы и продолжающийся рост корпоративного долга не имеет перспектив. Превышение суммы долга над золотовалютными резервами – это опасный симптом. Примечательно, что внешняя задолженность продолжала накапливаться и при растущем в 2012–2013 годах экспорте. Казалось бы, растущий экспорт должен был положительно сказаться на росте прибылей наших добывающих корпораций и смягчить долговую нагрузку. Однако долги увеличивались. Это свидетельствует о том, что эффективность экспортной модели снижается. Российские финансовые власти, делая отдельные шаги – отказываясь от займов через евробонды, ужесточая контроль за иностранными кредитами, – ранее все же не шли на радикальные меры, которые, сейчас, уже стоит рассматриваются всерьез. Это, отказ от пресловутого бюджетного правила, о чем уже не один раз заявляли даже в Минэкономики…
Странно, что прошла почти незамеченной новость о том, что финансовое ведомство предлагает отказаться от пополнения Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в рамках «бюджетного правила». На величину этих доходов планируется сократить программу государственных заимствований, на стоимость которых негативно влияют геополитическая ситуация и режим западных санкций. По бюджетному правилу, нефтегазовые доходы бюджета, получаемые сверх базовой цены на нефть (96 долларов за баррель), направляются в Резервный фонд, напомнил замглавы Минфина. «Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований», - сказал глава Минфина Антон Германович Силуанов. «Мы отходим от ранее преобладающей тактики и стратегии — «занимай и сберегай», которая позволяла занимать и накапливать средства в Резервном фонде,- сообщил Лавров. — Раз у нас ситуация такая, считаем правильным не направлять эти средства в Резервный фонд, а сократить тем самым объем государственных заимствований и госдолга». Сберегал Минфин, напомним, в основном в гособлигациях стратегического конкурента — США. Так что иначе, как отказом платить дань Вашингтону, это решение назвать нельзя, и оно действительно сенсационное (ранее уже сообщалось о постепенном сокращении доли российских ЗРВ в облигациях США, вкупе с начавшимся отказом от расчетов в долларах с Китаем и рядом других стран, это открытый вызов «мировому гегемону», развязавшему войны по всему миру).
В проекте бюджета на 2015-2017 гг. предусмотрено сокращение внутренних государственных заимствований более чем в два раза: в 2015 г. — до 280 млрд руб. (в действующем законе о бюджете — 676,6 млрд руб.), а в 2016 г. — до 299 млрд руб.(против планировавшихся 745,5 млрд руб.). Объем Резервного фонда оценивается в сумму около 3,5 трлн руб. А на днях стало известно, что возглавляемая Дмитрием Медведевым правящая партия готовит для страны альтернативный экономический курс. Одним из главных идеологов этого курса становится советник президента Сергей Глазьев. В Госдуме прошли широко анонсированные парламентские слушания о новой экономической политике (//cons-systems.ru/sistems/2014-09-23/parlamentskie-slushaniya-o-predlozheniyakh-po-uskoreniyu-sotcial).
Предлагаемые единороссами меры прямо противоположны предыдущей политике правительства Дмитрия Медведева. Депутаты, в частности, предлагают в пять раз увеличить бюджетный дефицит, резко сократить налоговую нагрузку и потратить на инвестиции почти половину золотовалютных запасов страны за ближайшие пять лет. Прозвучало предложение ввести налог на вывоз капитала — то есть своего рода налог на богатых.
Советник президента РФ Сергей Глазьев в ходе прошедшего в среду круглого стола на тему «Российская экономика в условиях нарастания санкций со стороны западных стран» рассказал о трудностях, которые мешают осуществиться повороту экономического курса. «Если Центральный банк будет и дальше проводить политику удушения наших товаропроизводителей, не увеличивая объем денег, не создавая механизмы долгосрочного дешевого кредита, то никакого импортозамещения не будет. Политика Центрального банка наносит гораздо больший вред, чем экономические санкции. А в сумме политика Центробанка и санкции ставят нашу экономику на грань катастрофы. В этом году нужно отдать Западу кредитов на 120 млрд долларов — это порядка 4 трлн руб. плюс импортозамещение – 1 трлн руб., не меньше. Так, российской экономике не хватает 5 трлн руб. на поддержание простого воспроизводства», — отметил Глазьев. По мнению советника президента, необходимо предоставить нашим корпорациям долгосрочные дешевые кредиты на 4 трлн руб. на тех условиях, к которым они предоставляются за рубежом.
Но чтобы капиталы не «утекли» на Запад, нужны дополнительные меры. «Я бы предложил налог на вывоз капитала. Многие страны пользуются этим инструментом. Если мы понимаем, что вывоз капиталов происходит с целью уклонения от налогов, то что мешает ввести такую норму, как обложение финансовых трансакций НДС. Если это легальная операция, и импорт идет в страну, то этот налог засчитывается в НДС. А если нелегальная, то штраф за вывоз капитала», — сообщил Глазьев. При этом советник предложил возвращать налог для компаний, вывозящих деньги под сделки по легальному импорту. Отметим, что Банк России прогнозирует отток капитала из России в 2014 г. в 90 млрд долларов, а Минэкономразвития ожидает данный показатель на уровне 100 млрд долларов, правда, никаких действий за этими прогнозами не следует. «Этот вопрос для Центробанка абсолютно табуирован, ЦБ делает вид, что это его не касается. При такой политике мы рискуем пострадать от экономических санкций летальным образом. Поэтому главная проблема, которую сегодня надо решать – это преодоление упорного нежелания Центрального банка отстаивать интересы национальной безопасности, обеспечивать экономическую безопасность страны и прекратить следование интересам иностранных спекулянтов», — заявил Глазьев.
Отметим, что Банк России прогнозирует отток капитала из России в 2014 г. в 90 млрд долларов, а Минэкономразвития ожидает данный показатель на уровне 100 млрд долларов, правда, никаких действий за этими прогнозами не следует.
"Этот вопрос для Центробанка абсолютно табуирован, ЦБ делает вид, что это его не касается. При такой политике мы рискуем пострадать от экономических санкций летальным образом. Поэтому главная проблема, которую сегодня надо решать – это преодоление упорного нежелания Центрального банка отстаивать интересы национальной безопасности, обеспечивать экономическую безопасность страны и прекратить следование интересам иностранных спекулянтов", - заявил Глазьев.
Экономист Михаил Хазин в ходе "круглого стола" по теме санкций отметил, что переориентировать Правительство и руководство ЦБ на новый курс будет непросто.
"Сегодняшнее руководство российского Правительства и руководство Центрального банка – это люди, которые свою карьеру сделали в рамках взаимодействия с долларовым центром, поэтому говорить о том, что они будут строить что-то альтернативное долларовой системе, по меньшей мере наивно. Они этого делать никогда не будут", - заявил экономист.
Тем временем, становится очевидным, что Бреттон-Вудская система со всеми ее институтами – МВФ, Всемирным банком и эмиссионным долларовым центром – претерпевает кризис, который США пытаются преодолеть за счет других участников мировой экономики, уверен Хазин. Так, глобальная экономическая проблема в очередной раз оказывается неотделимой от политики.
"Россия в данном случае выступает в качестве наиболее публичного оппонента США. В реальности Китай и часть элит Западной Европы сопротивляются американскому давлению куда сильнее, чем Россия, но это происходит за кулисами. А Россия в ситуации с Украиной сделала это публично, что привело к двум следствиям. Первое – весь мир увидел, что есть в мире силы, которые не хотят ложиться под США. Если бы экономическая ситуация в мире была хорошей, это бы не вызвало сильной реакции, но уровень жизни населения сильно падает. Руководители малых стран поняли, что свой кусок от мировой долларовой системы не получат, и для них принципиально важно, что есть кто-то, кто может оказывать какое-то противодействие. В результате авторитет России в мире не среди экономических элит, а среди народа в целом, малых и средних государств очень сильно вырос. Как следствие это вызвало очень острое противодействие. Именно в этом причина санкций", - отмечает экономист.
Итак, очевидно, каких действий требуют обстоятельства, но все они – деоффшоризация, выгодное "длинное" кредитование.
«Минфин предлагает зафиксировать в готовящемся законе о федеральном бюджете на 2015-2017 годы отказ от пополнения Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в рамках "бюджетного правила". Об этом говорится в проекте федерального бюджета на 2015 год и плановые 2016-2017 годы, подготовленного министерством. На величину этих доходов планируется сократить программу государственных заимствований, на стоимость которых негативно влияют геополитическая ситуация и режим западных санкций.
Предложение учитывать эти изменения уже на этапе планирования бюджета озвучил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров на заседании российской трехсторонней комиссии, объединяющей представителей правительства, работодателей и профсоюзов.
По бюджетному правилу, нефтегазовые доходы бюджета, получаемые сверх базовой цены на нефть ($96 за баррель), направляются в Резервный фонд, напомнил замглавы Минфина.
"Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований",- сказал Лавров, уточнив, что эта практика может распространиться на текущий процесс подготовки бюджета на следующие три года.
Программа заимствований на 2015 год пока без изменений - планируется привлечь на внутреннем рынке около 1 трлн рублей, на внешнем - 7 млрд долларов, говорил несколько дней назад министр финансов Антон Силуанов.
Но в опубликованном сегодня проекте бюджета на 2015-2017 годы предусмотрено сокращение внутренних государственных заимствований более чем в два раза: в 2015 году - до 280 млрд рублей (в действующем законе о бюджете - 676,6 млрд рублей), а в 2016 году - до 299 млрд рублей (против планировавшихся 745,5 млрд рублей).
"Мы отходим от ранее преобладающей тактики и стратегии - "занимай и сберегай", которая позволяла занимать и накапливать средства в Резервном фонде,- сообщил Лавров. - Раз у нас ситуация такая, считаем правильным не направлять эти средства в Резервный фонд, а сократить тем самым объем государственных заимствований и госдолга".
Минфин таким образом планирует закрепить сложившуюся в текущем году практику, сказал замминистра финансов. В 2014 году министерство уже отказалось от планов пополнять Резервный фонд (первоначально предполагалось направить туда 251 млрд рублей).
"Такой режим действует в отношении этого года, и будет действовать в следующем году - если нам будет не хватать ненефтегазовых доходов, или источников финансирования дефицита, у нас есть право не направлять средства в Резервный фонд, и даже использовать средства Резервного фонда",- заключил Лавров.
Ранее Силуанов сообщал, что в следующем году предусмотрено пополнение Резервного фонда на 350 млрд рублей.
"Мы, конечно, в этих условиях вряд ли сможем его пополнить, - признавал он. - Но будем пользоваться тем же самым принципом, что и в этом году. Если у нас внешние рынки будут дорогие или будут закрыты, то мы не будем пополнять Резервный фонд, а будем сокращать программу заимствований".
Минфин оценивает, что объем Резервного фонда в 2015 году вырастет на 70 млрд рублей - до 3,542 трлн рублей, а в 2016 году - на 119 млрд рублей - до 3,661 трлн рублей, говорится в материалах ведомства, подготовленных к заседанию трехсторонней комиссии по социально-экономическим вопросам.»
16.09.2014 16:45 | ИТАР-ТАСС http://special.itar-tass.com/ekonomika/1446047