Какие изменения произошли в Гражданском Кодексе РФ с 1 июня 2015 года?
1 июня вступил в силу Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ» (далее – Федеральный закон № 42). В общих положениях об обязательствах произошли серьезные изменения.
Реформа обязательственного права затронула понятийный аппарат и ввела ряд новых статей, которые касаются самых разных вопросов:
· понятие и исполнение альтернативных и факультативных обязательств;
· исполнение обязательства надлежащему лицу и третьим лицом;
· срок и место исполнения обязательства;
· обусловленное и встречное исполнение обязательства;
· неустойка, поручительство, независимая гарантия, задаток и обеспечительный платеж;
· возмещение убытков и потерь, уплата законных процентов и процентов за пользование чужими денежными средствами;
· непоименованный, публичный, рамочный, предварительный, опционный, абонентский договоры, а также договор присоединения и опцион на заключение договора;
· заверения об обстоятельствах, преддоговорная ответственность и преддоговорные споры;
· недействительность и незаключенность договора;
· отказ от исполнения обязательства, договора и осуществления прав по договору.
10 основных изменений:
Из всего массива вопросов, поднятых Федеральным законом № 42, можно выделить 10 наиболее заметных (перечислены в порядке их расположения в кодексе).
1. Astreinte – денежная сумма за неисполнение судебного акта (п. 1 ст. 308.3 ГК РФ)
Законодатель закрепил право кредитора требовать от суда присуждения в его пользу денежной суммы (п. 1 ст. 330 ГК РФ) на случай, если судебный акт об исполнении обязательства в натуре не будет исполнен (для денежных требований существуют другие инструменты). Размер этой суммы определяет суд на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, законодатель ввел в Гражданский кодекс РФ аналог французского института «астрэнт».
На возможность его использования уже указывал Пленум ВАС РФ в пункте 3 постановления от 4 апреля 2014 г. № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта». Однако на законодательном уровне такие правила не были закреплены.
2. Право привязать начало срока к действиям стороны обязательства или иным обстоятельствам (п. 1 ст. 314 ГК РФ)
Теперь стороны смогут определить срок периодом, который будет исчисляться «с момента исполнения обязанностей другой стороны или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором». То есть является законной привязка срока выполнения работ (или исполнения иных обязательств) к моменту получения предоплаты, материалов или иного исполнения. Ранее подобные условия несли в себе определенный риск.
3. Проценты по денежному обязательству (п. 1 ст. 317.1 ГК РФ)
С 1 июня кредитор по умолчанию имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период, пока тот пользуется денежными средствами. Условия для начисления таких процентов три:
1) обязательство сторон должно быть денежным;
2) стороны обязательства должны быть коммерческими организациями;
3) иное не должно быть предусмотрено:
· законом (например, для продажи товара в кредит специальное правило есть в ст. 488 ГК РФ, а для обеспечительного платежа – в п. 4 ст. 381.1 ГК РФ) или
· договором (в частности, в договоре право на получение таких процентов не должно быть исключено).
Размер процентов стороны могут установить в договоре. Если они этого не сделают, то он будет равен ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты).
Таким образом, законодатель закрепил презумпцию процентности любого сугубо коммерческого денежного обязательства.
4. Обусловленное исполнение обязательства (ст. 327 ГК РФ)
Теперь исполнение обязанностей (а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав) по договорному обязательству можно обусловить:
· совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо
· наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором. Причем эти обстоятельства могут полностью зависеть от воли одной из сторон.
Законодатель фактически легализовал потестативные условия. Это очень важно (например, для договора строительного подряда), так как по состоянию на 1 июня у судов не было единого подхода к их законности.
5. Негативное обязательство (п. 6 ст. 393 ГК РФ)
Законодатель определил негативное обязательство как обязательство по воздержанию от совершения определенного действия (например, обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии – абз. 3 п. 1 ст. 1033 ГК РФ).
При этом кредитор получил право требовать пресечения действий должника по нарушению негативного обязательства. Причем требовать пресечения можно как в случае, когда должник нарушил негативное обязательство, так и в случае, когда возникла реальная угроза нарушения такого обязательства.
6. Размер процентов за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ)
Законодатель изменил размер процентов, которые подлежат уплате за пользование чужими денежными средствами. Если до 1 июня он определялся учетной ставкой банковского процента, то теперь определяется средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц, которые:
1) существуют:
· в месте жительства кредитора или
· в месте его нахождения (если кредитором является юридическое лицо);
2) опубликованы Банком России;
3) имели место в соответствующие периоды.
В то же время стороны не лишены права предусмотреть в договоре иной размер процентов, которые будут начисляться на сумму долга в случае просрочки платежа.
7. Indemnity – возмещение потерь (ст. 406.1 ГК РФ)
С 1 июня стороны обязательства могут предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, которые возникнут в случае наступления определенных обстоятельств. Причем такие потери не только могут, но и должны быть не связаны с нарушением обязательства его стороной.
В частности, это могут быть потери, которые вызваны:
· невозможностью исполнения обязательства,
· предъявлением требований со стороны третьих лиц или органов государственной власти к стороне или к третьему лицу, указанному в соглашении, и т. п.
Однако есть определенное требование к сторонам обязательства – они должны осуществлять предпринимательскую деятельность.
Размер возмещения потерь или порядок его определения должен быть установлен в соглашении сторон. При этом суд не может уменьшить его (за исключением случаев, когда сторона умышленно содействовала увеличению размера потерь). Это существенное преимущество возмещения потерь, если принять во внимание практику снижения неустойки.
8. Опционы (ст. 429.2 и 429.3 ГК РФ)
Если до 1 июня в нормах российского права отсутствовало системное правовое регулирование опционов, то теперь у нас их сразу два – опцион на заключение договора и опционный договор.
По опциону на заключение договора одна сторона предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом. Это право предоставляется посредством безотзывной оферты.
По опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий (в т. ч. уплатить денежные средства, передать или принять имущество).
Опцион и опционный договор имеют много общего:
в обоих случаях стороны согласуют друг с другом условия договоров, которые будут исполняться потом. Управомоченная сторона точно знает, что при наступлении определенных условий она сможет предъявить определенные требования контрагенту;
оба договора являются возмездными (хотя стороны своим соглашением могут изменить это правило) и плата вносится за предоставление права;
при незаключении договора по опциону и при прекращении опционного договора внесенный платеж возврату не подлежит, если стороны не предусмотрели иного.
В то же время опцион на заключение договора и опционный договор отличаются друг от друга тем, что в итоге получает сторона:
· по опциону – право заключить один или несколько договоров;
· по опционному договору – право требовать исполнения заключенного договора.
По опционному договору не нужно акцептовать и вводить в действие основной договор. Происходит востребование по уже заключенному договору.
9. Culpa in contrahendo – преддоговорная ответственность (п. 3 ст. 434.1 ГК РФ)
Теперь Гражданский кодекс РФ указывает: «Сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки».
При этом законодатель пояснил, что нужно понимать под недобросовестным поведением и что в рассматриваемом случае относится к убыткам. Речь идет о расходах, которые были понесены другой стороной в связи с:
· ведением переговоров о заключении договора;
· утратой возможности заключить договор с третьим лицом.
То есть новые нормы Гражданского кодекса РФ позволяют взыскать все расходы, которые понес участник переговоров, в том числе перед третьими лицами.
Однако это правило не применяется к гражданам, которые по законодательству о защите прав потребителей являются потребителями (п. 6 ст. 434.1 ГК РФ).
Новая статья носит общий характер и применяется к преддоговорным отношениям по поводу заключения любого гражданско-правового договора. При этом не имеет значения, заключили ли стороны договор по результатам переговоров (п. 6 ст. 434.1 ГК РФ).
10. Waiver – отказ от права (п. 6 ст. 450.1 ГК РФ)
Законодатель предусмотрел возможность стороны договора отказаться от осуществления своего права. Однако речь идет не о любом праве, а только о том, которое:
1) определено в договоре, порождено им и
2) возникает при наступлении конкретных обстоятельств (оснований). Они должны быть предусмотрены:
· в Гражданском кодексе РФ;
· в другом законе,
· в иных правовых актах или
· в договоре.
Если сторона заявит свой отказ от осуществления такого права после наступления указанных обстоятельств (после того, как право «созрело»), то уже не сможет в последующем воспользоваться этим правом по тем же основаниям. Исключение составляют случаи, когда аналогичные обстоятельства наступят вновь.
Однако данные правила:
· распространяются только на стороны, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, и
· являются диспозитивными – в самом начале пункта 6 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ есть оговорка «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором».
Принцип добросовестности и эстоппели
Давая характеристику реформе обязательственного права, просто нельзя не сказать о принципе добросовестности, который теперь отражен в нескольких нормах раздела III Гражданского кодекса РФ.
Так, статья 307 Гражданского кодекса РФ дополнена третьим пунктом, который требует от сторон, чтобы те действовали добросовестно при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения (этим законодатель конкретизировал п. 3 ст. 1 ГК РФ).
На принципе добросовестности основаны:
· преддоговорная ответственность (п. 2 и 3 ст. 434.1 ГК РФ);
· ответственность за недостоверные заверения (ст. 431.2 ГК РФ);
· эстоппели – запреты противоречивого поведения;
· постдоговорные обязанности (п. 2 ст. 453 ГК РФ).
На эстоппелях стоит остановиться поподробнее. В результате реформы обязательственного права их количество в Гражданском кодексе РФ увеличилось на три. В частности, введены эстоппели:
1) при оспаривании договора (п. 2 ст. 431.1 ГК РФ) – запрет для стороны, которая приняла от контрагента исполнение по договору, требовать признания договора недействительным;
2) при признании договора незаключенным (п. 3 ст. 432 ГК РФ) – запрет требовать признания договора незаключенным для стороны, которая подтвердила его действие;
3) при отказе от договора (п. 4 ст. 450.1 ГК РФ) – запрет на отказ от договора для стороны, которая, имея основания для отказа, подтвердила его действие.
Кроме того, требование действовать добросовестно появилось в правилах об одностороннем изменении (п. 4 ст. 450 ГК РФ) и прекращении (п. 4 ст. 450.1 ГК РФ) договора.
Ожидается, что закрепление принципа добросовестности даст большую свободу правоприменителю. В частности, при рассмотрении споров он сможет дать адекватную оценку действиям сторон, если их поведение при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения окажется недобросовестным. Это позволит судам с опорой на норму права более эффективно защищать нарушенные права и законные интересы участников гражданского оборота.
Материал Юридической справочной системы «Система Юрист»
Подробнее: http://www.1jur.ru/#/document/184/2261/bssPhr1/?of=copy-c2c105a48c