Что такое заверение об обстоятельствах?

С 01 июня 2015 года сторонам нужно быть внимательнее к достоверности сведений, предоставляемых контрагентам: в ГК РФ начала действовать статья 431.2. – Заверения об обстоятельствах! Проверяйте контрагентов внимательнее.
В марте 2015 года законодателем принят ряд изменений в раздел III ГК РФ, регулирующий вопросы общей части обязательственного права. Одной из новелл гражданского права, введенных Федеральным законом №42-ФЗ от 08.03.2015 года, является введение в российское законодательство института заверений об обстоятельствах (ст.431.2 ГК РФ), который вступил в силу 01.06.2015 года.
Практически каждый сталкивался с ситуацией, когда после приобретения товара оказывается, что заверения продавца относительно его качеств не соответствует реальным характеристикам.
Для защиты своих прав в подобных случаях покупатель может воспользоваться нормами ст. 475 ГК РФ о последствиях передачи товара ненадлежащего качества. Но что делать, если речь идет о таком специфичном товаре, как акции или доли. В этом случае у покупателя могут возникнуть сложности с применением данной нормы, так как судебная практика зачастую не находит положения о качестве товара применимыми к договору купли-продажи акций/долей (Постановление ФАС СЗО от 23.11.2010г. по делу №А56-78909/2009).
Таким образом, покупатель, приобретший актив с изъяном, фактически не может ни возместить свои убытки, ни отказаться от договора по мотивам ненадлежащего качества приобретенного товара.
Закон регулирует защиту прав предпринимателя в случае получения им ложных заверений о фактах (например, о наличии у контрагента необходимых лицензий (членства в СРО)) или о том, что сделка для продавца не является крупной и не требует согласования в других органах. Получив подобные заверения, а на деле столкнувшись с оспариванием сделки по мотивам нарушения при ее заключении корпоративных норм, предприниматель несет убытки, возместить которые по действующему законодательству затруднительно, в том числе по следующим причинам. В отсутствие специальной нормы, наиболее близкой по правовому смыслу являлась статья 393 ГК РФ, предусматривающая возможность возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Но в данном случае отсутствует обязательство совершить что-либо в будущем, а есть лишь заявления о фактах. Следовательно, если сведения о фактах ложные, и другая сторона, добросовестно полагавшаяся на них, понесла убытки и желает их взыскать, применить ст. 393 ГК РФ она не могла.
В целях восполнения данного пробела в законодательстве ГК РФ дополнен статьей 431.2 «Заверение об обстоятельствах», которая предусматривает ответственность за дачу недостоверных заверений. Дополняя ГК РФ данной нормой, российский законодатель не был оригинальным и опирался на мировой опыт, так ответственность за ложные заверения предусмотрена законодательством многих европейских стран, как с континентальной системой права, так и англосаксонской (так называемые warranties and representations).
Так что же такое заверение об обстоятельствах?
Это закрепленные в письменной форме гарантии о действительности и достоверности обстоятельств, имеющих значение для договора. При этом нет обязательного требования включения заверений в договор, они могут даваться как при заключении договора, так и при его исполнении. По сути это механизм перекладывания рисков с покупателя на продавца. Так как эти риски изначально лежат в компетенции продавца, то он, как правило, принимает их на себя. Вместе с тем, покупатель также предоставляет заверения, например, в части полномочий и эти заверения являются юридически обязывающими.
Статья 431.2. Заверения об обстоятельствах
(введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
1. Сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.
Признание договора незаключенным или недействительным само по себе не препятствует наступлению последствий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Предусмотренная настоящей статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, исходила из того, что другая сторона будет полагаться на них, или имела разумные основания исходить из такого предположения.
2. Сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
3. Сторона, заключившая договор под влиянием обмана или существенного заблуждения, вызванного недостоверными заверениями, данными другой стороной, вправе вместо отказа от договора (пункт 2 настоящей статьи) требовать признания договора недействительным (статьи 179 и 178).
4. Последствия, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются к стороне, давшей недостоверные заверения при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно и в связи с корпоративным договором либо договором об отчуждении акций или долей в уставном капитале хозяйственного общества, независимо от того, было ли ей известно о недостоверности таких заверений, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В случаях, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, предполагается, что сторона, предоставившая недостоверные заверения, знала, что другая сторона будет полагаться на такие заверения.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176249/?frame=545
© КонсультантПлюс, 1992-2015
Итак, согласно ст. 431.2 ГК РФ, лицо вправе потребовать возмещения убытков или уплаты неустойки в случае, если при заключении договора либо до или после его заключения, оно получило недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения относительно:
· предмета договора,
· полномочий на его заключение,
· соответствия договора применимому к нему праву,
· наличия необходимых лицензий и разрешений,
· финансового состояния.
При этом признание договора незаключенным или недействительным само по себе не препятствует обращению за возмещением убытков/взысканием неустойки.
Также пострадавшая от недостоверных заверений сторона, наряду с вышеуказанными требованиями, вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. При этом статья 431.2 ГК РФ предусматривает альтернативное право пострадавшей стороны, заключившей договор под влиянием обмана или существенного заблуждения, вызванного недостоверными заверениями, вместо отказа от договора требовать признания договора недействительным (ст. 179, 178 ГК РФ).
Данные положения действуют исключительно в отношении сделок b2b (при осуществлении предпринимательской деятельности), а также в связи с корпоративным договором (ст.67.2 ГК РФ) либо договором об отчуждении акций или долей в уставном капитале хозяйственного общества, независимо от того, было ли стороне известно о недостоверности таких заверений. В указанном случае предполагается, что сторона, предоставившая недостоверные заверения, знала, что другая сторона будет полагаться на них.
Внесение данной нормы в Гражданский кодекс является правильным и логичным решением и несомненно окажет положительное влияние на практику защиты сторон договора от ложных заверений.